Вопросы и темы, так или иначе, связанные с религией
Ответить
Алексей Воеводский
Участник
Баланс:60
 
Сообщения: 5
Регистрация: 29.11.2019

Бессмертие души человека с точки зрения религии

Алексей Воеводский » 09.02.2020 19:03

+
10
-
Изображение


Как возникает бессмертие души

Есть душа – явление интересное, интригующее, во многом до конца непонятное. И мы ставим отдельно вопрос: есть душа как таковая, а есть бессмертие души. Такая постановка весьма оправданна, потому что сама по себе душа – явление странное и практически до конца недоказуемое. Но сейчас мы сделаем акцент на том, как же возникает ее бессмертие.

В Священном Писании есть известные слова: «И вдохнул Господь Бог в лицо человека дыхание жизни, и стал человек душою живою». Этот момент часто трактуют как момент наделения человека свойством иметь внутренний мир – свою душу. Возникает вопрос: значит, до этого человек не имел души? Если не имел, могло ли это существо называться человеком? Здесь возникают разночтения и разного рода толкования. Какому же доверять, какого придерживаться?

Вспомните толкование Серафима Саровского, который говорит о том, что до этого момента человек уже имел и душу, и дух, но не обладал богоподобием. Итак, согласно точке зрения Серафима Саровского, в этом моменте описывается акт наделения человека богоподобными свойствами. С точки зрения богословия этот момент можно трактовать так: Господь человеку сообщает особую благодать или особый вид нетварных божественных энергий, которые позволяют его душе (а может быть, и всему человеку целиком – включая тело) обладать бессмертием.

Сейчас мы делаем акцент на бессмертии души, хотя всякий христианин знает, что это временное состояние, что в конце концов человек полностью будет бессмертен. Этот момент и описан в известных словах Символа веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Подчеркнем: наделение человека бессмертием, возводящим его в богоподобное достоинство, происходит в особом акте, который отображен в известных словах Книги Бытия: «И вдохнул Господь в лице человека дыхание жизни».

Думается, что это особая благодать; конечно, до конца непостижимая, непонятная. Но подчеркнем, что и сама по себе душа (природа души) до конца непонятна. А здесь таинственность человеческой души еще дополняется особым свойством – ее бессмертием, которое осуществляется при помощи особых нетварных божественных энергий, или, можно сказать, особой благодати.

Здесь хочется подчеркнуть следующий момент: эта благодать дается не только Адаму. Сказано: не в лицо Адама Господь вдохнул дыхание жизни, а в человека. По всей видимости, имеется в виду вся природа человеческая. Здесь, безусловно, может возникнуть очень много интересных вопросов, которые вызваны применением современных технологий. Например, это технология ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение). Душа людей, зачатых таким способом (при искусственном слиянии клеток), которая, несомненно, появится, будет обладать бессмертием? Думается, что да. Потому что сами клетки, их содержание и весь генетический аппарат, генетическая информация все равно о природе человека и ей соответствуют.

Этот вопрос можно развить дальше. Хорошо, искусственное оплодотворение – там все от человека: и клетки, и геномы исключительно человеческие. Как Вы знаете, запущен проект синтетического человека, когда геном вообще может быть синтезирован. По сути, от содержания генома остается только текст человеческий, а все вещества будут вообще взяты извне, буквально в пробирке. В этом случае у человека, который теоретически может образоваться и развиться, будет ли душа обладать бессмертием? Здесь ответа до конца нет. Через какие структуры конкретно привносится это бессмертие? Если генетический текст будет соответствовать человеческому, будет о человеке, то не исключено, что благодать бессмертия будет распространяться и на такое искусственное существо. Но это лишь наше предположение, до конца этого никто не знает.

Пока на Ваш вопрос наиболее просто можно ответить так: бессмертие – особая благодать, данная всей человеческой природе, которая, конечно, невидимая, непроверяемая, но в которую мы верим. И которая сохраняет внутренний мир человека (или, как мы говорим, сознание) в вечности. Это означает следующее: человек, выходя из своего тела (попросту – умирая), сохраняет свой внутренний мир, который не исчезает и сохраняется навечно. Так можно понимать и трактовать бессмертие.


Можно ли доказать, что душа бессмертна

В разные времена представителями разных отраслей культуры, знания, науки делались попытки доказать бессмертие души. Например, в философии (включая в том числе античную философию). Известны доказательства бессмертия души Платона или Лейбница. Разные философы предпринимали разные попытки доказать бессмертие души.

У Платона примерно такое рассуждение: существует некоторая пара понятий. Например, если есть тьма – значит, есть свет; если есть смерть – значит, обязательно должно быть бессмертие. Примерно такие рассуждения Платона убеждали в том, что душа человеческая бессмертна. У Лейбница другой подход: душа – сущность простая, не разложимая на составные элементы; следовательно, бессмертная.

Это краткий пересказ попыток доказать бессмертие души приведенных философов. Они могут быть убедительными, хотя в полной мере доказательствами не являются. И наверное, полностью, рационально, исчерпывающе доказать бессмертие души будет достаточно сложно, пока на данный момент это остается предметом веры.

Здесь хочется подчеркнуть такой момент. Если человек в принципе принимает Евангелие и всю евангельскую историю (Рождество Христово, проповедь Христову, крестную смерть Христа и Его Воскресение), то он должен задаться вопросом: для кого приходил Христос? Для человека. А зачем приходить Богочеловеку на землю, если бы человек был смертным? В том-то все и дело, что, наделяя человека качеством бессмертия, возводя его в богоподобное достоинство, Господь не допускает абсолютной гибели человека. То есть это недопустимо – абсолютная гибель богоподобного существа. Поэтому Христос и приходит на землю как бы за человеком, именно потому, что тот обладает бессмертием. И чтобы, обладая этим бессмертием, человек не попал в бездны адские на веки вечные.

В какой-то мере вся евангельская история может быть доказательством или убедительным аргументом в пользу бессмертного бытия души человека. Ибо зачем тогда приходить Богочеловеку на землю, если человек смертен? Смысла никакого нет. В этой связи можно привести много цитат из Евангелия, которые так или иначе указывают на бессмертие души. Так что Евангелие в каком-то смысле является доказательством бессмертия души человеческой.


Как может вера в бессмертие души повлиять на жизнь человека

Например, если задаться вопросом, что служило мотивацией у святых отцов для начала их подвигов. Представьте себе, какой-то святой отец (например, Анатолий Великий) внезапно для окружающих оставляет мир и уходит в пустыню. Мы знаем подобные истории с Сергием Радонежским, Серафимом Саровским. Что их побуждает? Что их влечет? Что является основной мотивацией отказа от мира? Собственно, ради чего они отказываются, как сказано в акафистах, «от красного мира сего» (от прелести мира сего)? Эти подвиги вызваны, конечно же, пониманием собственного бессмертия.

Действительно, если серьезно задаться таким вопросом, то, оказывается, я формирую свою душу всей своей жизнью, всем своим поведением, и то, что я сформирую, останется в вечности. Этот момент понимания, что то, что я сформирую, останется в вечности, на самом деле может быть очень сильной мотивацией к тому, чтобы действительно оставить очень многие суетные моменты и заняться исключительно формированием, взращиванием своей души. В смысле ее очищения, в контексте достижения чистоты. Значит, в смысле приближения к Богу.

В этой связи, безусловно, понимание того момента, что душа бессмертна, может существенно повлиять на жизнь человека. Напротив, забвение этого момента, рассеяние внимания о бессмертных свойствах души может человека повергнуть в суету, в бесцельное существование или формирование ложных целей в жизни. В целом вполне допустимым будет сказать, что понимание бессмертия души способно правильно сформировать истинную цель жизни человека.

Много интересных моментов может открываться, когда мы начинаем задумываться о бессмертии души. У нас с вами фантазии не хватит, чтобы узнать, как в вечности можно собеседовать с Богом. Думается, что это будет очень нескучно, мягко говоря. Безусловно, это очень глубоко, возвышенно, исполнено всеми возможными смыслами. Сложно это всё представить, но это и не надо представлять. Исходный момент всех этих размышлений – вера в бессмертие души человека, которая детерминирована не работой мозга, не свойствами вещественными, а непосредственно желанием Божиим: Господь пожелал наделить человека бессмертием.

Протоиерей Константин Константинов, Преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии
https://tv-soyuz.ru/peredachi/slovo-sankt-peterburg197
Поделиться:

yurymag
Участник
Баланс:30
 
Сообщения: 3
Регистрация: 22.02.2020

Re: Бессмертие души человека с точки зрения религии

yurymag » 22.02.2020 09:23

+
0
-
Я бы хотел поделиться свежей мыслью о бессмертии. По словам учёных, у замороженных тел сохраняется замороженная душа. С медицинской точки зрения это утверждение обоснованно, но, взглянув на бессмертие души с религиозной стороны, появляются вопросы, так как эти тела нельзя отпевать в Церкви, ведь они, по сути, не являются мёртвыми. Однако ответ хранится в другом - в бизнесе. К сожалению, компании зарабатывают огромные деньги на идее бессмертии души. Так, криоцентр не является исключением, потому что там хранятся лишь пустые оболочки людей, которых не удастся оживить, ведь душа покинула тело, и отвергать этот факт, значит противоречить идее религии.

Алексей_М
Участник
Баланс:20190
 
Сообщения: 33
Регистрация: 08.11.2019

Re: Бессмертие души человека с точки зрения религии

Алексей_М » 22.02.2020 17:01

+
0
-
Было бы неплохо, если Протоиерей Константин Константинов, Преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, или кто-то из его учеников, привёл данные цитаты:
"В этой связи можно привести много цитат из Евангелия, которые так или иначе указывают на бессмертие души. Так что Евангелие в каком-то смысле является доказательством бессмертия души человеческой."

pyv108
Участник
Баланс:20
 
Сообщения: 2
Регистрация: 25.02.2020

Re: Бессмертие души человека с точки зрения религии

pyv108 » 25.02.2020 21:50

+
0
-
С точки зрения ведических писаний, душа никогда не рождается и не умирает. Она вечная и неуничтожимая. Она не умирает когда умирает тело. Душу нельзя расщепить, сжечь, намочить и тд. Тоесть она не материальна. Она принадлежит духовному ( антиматериальному ) миру. Душа перерождается снова и снова в колесе самсары, влекомая своей кармой ( деятельностью ) из за материальных желаний. И цель человеческой жизни в том чтобы вернутся в духовный мир, к свой изначальный дом, к своему изначальному отцу- Богу. Чтобы сделать это нужно возродить в себе любовь к Богу. Для этого можно воспользоватся любым религиозным процессом. христианство, ислам, индуизм, иудаизм- это не важно. Конечной целью любой религии является любовь к Богу. И это как раз то что нужно !

Бхагавад Гита, глава 2, стих 24
"Эту индивидуальную душу нельзя разбить на куски, растворить, сжечь или иссушить. Неизменная , неподвижная и вечная, она пребывает повсюду и всегда сохраняет свои свойства."

Ответить
   ПОМОЩЬ по форуму!