Зачем дана человеку жизнь. Если ли цель у Жизни-Природы
Ответить
Сухарев
Участник
Баланс:1942
 
Сообщения: 146
Регистрация: 11.11.2019

Чем лечить душу

Сухарев » 29.07.2021 20:59

+
5
-
Фильм "Аниара" оказался хороший, но очень, очень депрессивный.
Депрессивный потому, что это притча о бессмысленности бытия.
Конечно, о бессмысленности бытия в современном индивидуалистическом обществе, в нашу эру Разобщенного Мира.

Изображение

Одна за другой в фильме разбиваются все ценности, за которые цепляется сознание современного человека. Умирает любовь - она оказывается конечной, подверженной смерти. Семья, ребенок - все это не вечно. И остается бесконечное ничто, в котором уже нет и не может быть человека. На корабле достаточно еды, воздуха, ресурсов, достаточно чтобы не просто выживать бесконечно, а вести комфортную жизнь, с бассейном и миллионом развлечений, растить и обучать детей. Но нет дальнейшего смысла - и приходит смерть. Ужасающе звучит намек на то, что и у всего человечества ситуация похожа - остатки людей выживают на Марсе, а там, в общем, все так же.

Интересно, что первой в фильме разбивается та ценность, которая связана с современными принципами психотерапии.
На Земле экологическая катастрофа, природа фактически погибла. И вот инженеры создают искусственный интеллект под названием «Мима», которая обладает телеэмпатией, т.е. способна увидеть в воспоминаниях человека картины земной природы и воссоздать их, внушить, что человек снова их видит, купается в лесном озере, бродит по лугам...
Когда на корабле начинаются трудности, на Миму выстраиваются очереди.
Походить босиком по лесу, ощутить вкус лесной малины - все это оказывает невероятный психотерапевтический эффект и вытаскивает людей из самых тяжелых состояний - истерик, панических атак, депрессии.
В итоге Мима не выдерживает напора эмоций и бесповоротно гибнет.

Но дело не в этой технической проблеме. Интересно, что первой в фильме разбивается та ценность, которая связана с современными принципами психотерапии.

Современная психотерапия во многом действительно построена на "техниках внимания", умении наслаждаться моментом, быть "здесь и сейчас". В этом нет ничего плохого, наоборот, такое умение в жизни очень полезно и даже необходимо.

Жизнь современного небедного человека полна комфорта. В западных странах таких людей много - им не приходится перенапрягаться на работе чтобы обеспечить себе высокий уровень комфорта. Но вот беда - и такой человек вынужден все равно конфронтировать с экзистенциальными вопросами. Он все равно когда-то умрет. В чем смысл его конечной жизни?

Некоторым удается нафантазировать себе красивую загробную жизнь (одна знакомая преподавательница говорила, что после смерти планирует жить в небольшом домике на небесах, с близкими людьми, которых сама выберет) - но не всем помогают фантазии, многие все равно продолжают бояться смерти.
Есть и другие проблемы: можно стать инвалидом, парализованным, лишиться зрения, лишиться разума, и к старости эти вероятности становятся все более осязаемыми. Можно потерять близкого человека, ребенка.
И даже когда все хорошо, все эти мысли отравляют вроде бы прекрасное безбедное существование индивидуума. Они мешают. Приводят к депрессивным настроениям.

На помощь приходит психотерапия: она учит не париться по поводу грядущей смерти или возможных потерь. Жить "здесь и сейчас". Ну в самом деле, чего париться? Неважно, что ожидает в будущем, неважно, что там было в прошлом, любит ли тебя кто-нибудь. Даже если ты завтра умрешь и сидишь сейчас в хосписе - ну и что, ты есть здесь и сейчас, и ветерок, листва, земляника, солнце - все это здесь и сейчас с тобой, а смерти и горя нет.

Это действительно эффективная психотерапия, этому необходимо учиться.
Но у такой терапии и такого подхода, увы, есть границы.
У обычных людей универсальность такого подхода сомнительна. Значительную часть повседневной жизни составляют тяжелые и зачастую малоприятные усилия. За столом в офисе, у станка, у постели больного, конечно, можно какое-то время радоваться жизни, но это - до первого окрика начальства, до первой мысли "о боже, я не укладываюсь во время", до налета усталости. После чего единственную радость может составлять ожидание будущего "вот скоро работа закончится, и тогда..."

Многие и дома не живут в условиях "выйти в сад и наслаждаться запахом роз" - а в условиях скученности, тяжелой атмосферы в семье, которая не может разъехаться из-за экономических трудностей; в уродливых условиях недостатка, а у многих на Земле - просто нищеты.

Какой смысл учиться "жить здесь и сейчас", если тебе здесь и сейчас хреново? Разве что уходить в медитацию, в сны наяву, чтобы хоть раз в день восстановить душевный баланс - и опять окунуться в ад. Как-то слабовато в качестве рецепта счастья - так и жить не захочется.

Но однако есть и другой подход, у истоков которого стоит, наверное, В. Франкл: терапия, связанная с осознанием смысла жизни. Сейчас подобные методы начинают применяться для психотерапии умирающих, например, онкопациентов. Метод "терапии достоинства" разработал канадский профессор Harvey Max Chochinov (извините за транслит, не пойму, как он произносится правильно). Заключается он в том, что пациента побуждают вспомнить о том, что для него действительно важно в жизни, осознать, что жизнь имела смысл. Эта терапия статистически снижает число желающих покончить с жизнью раньше естественного конца среди онкобольных, более того, она более эффективна, чем любые другие методы психотерапии.

В самом деле, осознание смысла придает бесконечную силу. Душа, осознающая смысл, может быть счастлива не только "здесь и сейчас, пока вокруг листва и солнышко", а в любых, даже самых тяжелых обстоятельствах. Ее не пугает смерть, она готова противостоять боли. Она, собственно, и в психотерапевтах не нуждается.

Но и у этого метода есть границы. Проблема заключается в том, что смысл в жизни должен присутствовать. Никакая терапия - по Франклу, или Chochinov, или еще кому-то - не может извлечь смысл из глубин души, если его там нет и никогда не было.

В фильме "Аниара" проблема именно в этом: у живущих на корабле постепенно разбивается все, что они считали смыслом: интересная работа, наука (наука приносит только плохие вести), радостный совместный труд (он оказывается бесплодным), любовь, семья... Что еще? Возможность жить "здесь и сейчас" и "находить счастье в моменте" гибнет с самого начала вместе с Мимой. Глубоко верующих на корабле нет, хотя появляются какие-то культы - но они ведут к смерти, ведут в никуда.

И в то же время представим каких-нибудь героев советских фантастических утопий на таком корабле, потерявшем связь с человечеством. Как-то сложно представить, что герои Ефремова или Мартынова в такой ситуации сломались бы - наоборот, они бы сплотились и принялись бодро обставлять свою вынужденную робинзонаду максимальным удобством, чтобы жить как можно более радостно и полноценно. И до конца искали бы возможность послужить человечеству, добраться до какой-то планеты или хотя бы оставить о себе будущим неведомым инопланетянам (или будущему человечеству) хорошую память, произведения искусства, открытия, дневники.

Кто-то в комментариях сказал, что "Аниара" - фильм о "необходимости тоталитаризма". Но ведь в фильме тоталитаризма как раз более, чем достаточно - там чуть ли не единовластие капитана, капитан позволяет себе даже убивать инакомыслящих на глазах у всех, собственноручно, за каждую ерунду могут бросить надолго в тюрьму. Там и так антиутопия в миниатюре.

Можно возразить, что тоталитаризм - прежде всего единая идеология. Но есть ли идеология у героев Ефремова? Там нет какой-то партии, нет лозунгов, нет бодрых шествий строем.
Есть другое - вера в человечество, ощущение своей связи с ним, единства с ним. Любовь к человечеству и вера в то, что оно, в итоге способно к развитию. Последнее очень важно. Нет никакого смысла в вечном круговороте, в вечном воспроизводстве одного и того же образа жизни, того же блек джека и шлюх на других планетах. Любить человечество "таким, какое оно есть", яростно отрицая любые попытки выйти за пределы обывательского бытия - это тупик. Развитие человечества, выход за пределы Земли, Солнечной системы, за пределы природы в любом ее виде - например, "стихии рынка", "стихийной экономики", "стихийно складывающихся отношений", внесение разума и господство разума над любой из этих стихий... Да вот это и есть смысл. Вечный смысл. Годный для каждого отдельного человека. Понятно, что еще не любой способен его осознать, и жизнь многих пока еще лишена смысла. Или она наполнена смыслом маловажным, хрупким, преходящим - как семья, например, но человек еще не понял этого (и дай бог ему не понять). Или человек считает своим смыслом, например, религию, но либо еще не понял тупика, в который она ведет, либо и сама эта религия у него на самом деле - ощущение единства человечества.

Но все впереди, и наступит время, когда этот смысл откроется всем.

Тогда не будет необходимости в лечении души - не слабой и измученной, как сейчас, а бесконечно сильной, бесстрашной. Надо будет только позволить ей вспомнить о смысле.

А современный человек, замкнутый на себе самом, уперся в тупик, в безвыходность, в ничто. В психическую болезнь.

Яна Завацкая
https://blau-kraehe.livejournal.com/808327.html
Поделиться:

Владимир136
Участник
Баланс:988
 
Сообщения: 18
Регистрация: 24.10.2020

Re: Чем лечить душу

Владимир136 » 31.07.2021 04:34

+
2
-
Выход за пределы солнечной системы в виде стихии рынка? Это как-то...глокую куздру, и то наверное легче представить себе, чем такое...
Тупик обозначен верно...а выход из него, никак.

Аватара пользователя
MoonBear
Участник
Баланс:5766
 
Сообщения: 345
Регистрация: 02.06.2020

Re: Чем лечить душу

MoonBear » 01.08.2021 13:17

+
0
-
Сложно спорить с тем, что общественные процессы последнего столетия, не буду касаться их причин, кардинально перестроили человечество, создав социум принципиально нового типа. Во всяком случае, в той категории стран, именуемой нами - "цивилизованными". Уважаемый автор - Яна Завацкая, используя язык эмоций, показала лишь следствие, но ни как не причину происходящего.

Между тем, причина скрыта в разрушении метафизических и религиозных догм, прекрасно справлявшихся в деле расстановки ценностей и приоритетов в смысле жизни среднестатистического человека любых эпох. Низкий уровень образования, лишающий возможность системного взгляда на окружающий мир, не позволял людям всерьез задаться вопросом - кто такой Я и как связан с окружающим миром. С самого младенчества было очевидным - наша сиюминутная, полная тягот, жизнь, лишь начало следующего пути, что наступит после смерти.

Сам вопрос о сомнении предначертанного был абсурден и ни как не мог критически оцениваться. Еще бы! Целые поколения предков так же жили, работали, рожали детей и умирали, без всяческого сомнения попадали в лучшее место, чем наша земля. А, плохие, нехорошие человеки, с такой же неизбежностью оказывались в другом, несколько горячем месте. Простая, крестьянская логика подкреплялась не только вдумчивыми проповедями специально обученных граждан, ловко сплетавшими ткань богослужений с полит-экономической ситуацией в государстве, но и была наглядно представлена самим окружающим миром, где природные циклы весно-лето-осень-зима, лучше любых непонятных слов их мудрых книг демонстрировали неизбежность бессмертия, как фазы возрождения.

Конечно, в любые времена существовали люди сомневающиеся, из числа тех, кто тревожно задавался внутренним вопросом - а, ну как, нет бессмертной Души и я не умру, а просто сдохну. Кошмар. Но, прелесть и очарование тех времен, заключалось в категоричной мизерности таких людей, и их не способности вызвать интерес к столь оригинальным мыслям среди широких, непросвещенных масс нищего населения. Тем же, кому пришедшие на ум сомнения, подсказывали изложить их еще и в книгах, нередко доводилось видеть, как при помощи вырванных страниц, разжигали очередной костер инквизиции под собственными ногами. Что, до определенного времени помогало.

А, вот сейчас, мы подошли к совершенно новому рубежу человечества, когда гранитные фундаменты мировых религий, вслед за обломками родовых верований, размыты потоком образования и накопленных знаний. На сегодняшний день нет ответа на главный вопрос, что вызывает душевные терзания и апатичный дискомфорт - мы бессмертны?

Человечество, что занимается официальной, государственной наукой, вместо поисков ответа, решило последовать упомянутым мной инквизиторам, предпочитая борьбу с идеями, а не их исследования. Вывод, что следует, прост и логичен, до тех пор пока мы сами не найдем ответ на главный вопрос нашего бытия, будем обречены на дельнейшую жизнь мыши под веником.

Аватара пользователя
Director
Эксперт
Баланс:14066
 
Сообщения: 738
Регистрация: 20.06.2018

Re: Чем лечить душу

Director » 03.08.2021 14:37

+
7
-
Уважаемый коллега MoonBear весьма четко сформулировал причину, по которой нынешний массовый человек в "цивилизованных странах" потерял веру в бессмертие своей Души.
MoonBear писал(а):
01.08.2021 13:17
...общественные процессы последнего столетия, ... кардинально перестроили человечество, создав социум принципиально нового типа.
Во всяком случае, в той категории стран, именуемой нами - "цивилизованными".
...
причина скрыта в разрушении метафизических и религиозных догм, прекрасно справлявшихся в деле расстановки ценностей и приоритетов в смысле жизни среднестатистического человека любых эпох.

... С самого младенчества было очевидным - наша сиюминутная, полная тягот, жизнь, лишь начало следующего пути, что наступит после смерти.... Простая, крестьянская логика подкреплялась не только вдумчивыми проповедями ... но и была наглядно представлена самим окружающим миром, где природные циклы весно-лето-осень-зима, ... демонстрировали неизбежность бессмертия, как фазы возрождения.
...
А, вот сейчас, мы подошли к совершенно новому рубежу человечества, когда гранитные фундаменты мировых религий, вслед за обломками родовых верований, размыты потоком образования и накопленных знаний.

На сегодняшний день нет ответа на главный вопрос, что вызывает душевные терзания и апатичный дискомфорт - мы бессмертны?

Вывод ... до тех пор пока мы сами не найдем ответ на главный вопрос нашего бытия, будем обречены на дальнейшую жизнь мыши под веником.
Прежде чем дать свой вариант ответа на главный вопрос, надо отметить, что у народов "нецивилизованных стран" пока ещё сохраняются религиозные и родовые верования, что проявляется в высоком проценте рождаемости.

Однако, практика показывает, что эти народы уверенно встают на путь вырождения сразу же по достижению западного уровня комфорта жизни.

Поэтому мы можем сделать следующий первый вывод:

Отдельный человек человек обретает смысл жизни (в виде религиозного верования в бессмертную Душу) только в условиях жизни общества на грани физического выживания.


Теперь выделим ключевые мысли из заглавного материала коллеги Сухарева
Сухарев писал(а):
29.07.2021 20:59
Фильм "Аниара" оказался хороший, но очень, очень депрессивный.
Депрессивный потому, что это притча о бессмысленности бытия ... в современном индивидуалистическом обществе, в нашу эру Разобщенного Мира.
... На корабле достаточно еды, воздуха, ресурсов, достаточно чтобы не просто выживать бесконечно, а вести комфортную жизнь, с бассейном и миллионом развлечений, растить и обучать детей. Но нет дальнейшего смысла - и приходит смерть....
Глубоко верующих на корабле нет, хотя появляются какие-то культы - но они ведут к смерти, ведут в никуда.
...

Жизнь современного небедного человека полна комфорта. В западных странах таких людей много - им не приходится перенапрягаться на работе чтобы обеспечить себе высокий уровень комфорта.
...

Современная психотерапия во многом действительно построена на "техниках внимания", умении наслаждаться моментом, быть "здесь и сейчас".

В этом нет ничего плохого, наоборот, такое умение в жизни очень полезно и даже необходимо....
Но у такой терапии и такого подхода, увы, есть границы.... Многие обычные люди и дома не живут в условиях "выйти в сад и наслаждаться запахом роз" - а в условиях скученности, тяжелой атмосферы в семье, которая не может разъехаться из-за экономических трудностей; в уродливых условиях недостатка, а у многих на Земле - просто нищеты.

Какой смысл учиться "жить здесь и сейчас", если тебе здесь и сейчас хреново? Разве что уходить в медитацию, в сны наяву, чтобы хоть раз в день восстановить душевный баланс - и опять окунуться в ад. Как-то слабовато в качестве рецепта счастья - так и жить не захочется.

Но однако есть и другой подход...: терапия, связанная с осознанием смысла жизни. ... Заключается он в том, что пациента побуждают вспомнить о том, что для него действительно важно в жизни, осознать, что жизнь имела смысл.
...
В самом деле, осознание смысла придает бесконечную силу. Душа, осознающая смысл, может быть счастлива не только "здесь и сейчас, пока вокруг листва и солнышко", а в любых, даже самых тяжелых обстоятельствах. Ее не пугает смерть, она готова противостоять боли. Она, собственно, и в психотерапевтах не нуждается.

Но и у этого метода есть границы. Проблема заключается в том, что смысл в жизни должен присутствовать. Никакая терапия ... не может извлечь смысл из глубин души, если его там нет и никогда не было.
...

И в то же время представим каких-нибудь героев советских фантастических утопий на таком корабле, потерявшем связь с человечеством. Как-то сложно представить, что герои Ефремова или Мартынова в такой ситуации сломались бы - наоборот, они бы сплотились и принялись бодро обставлять свою вынужденную робинзонаду максимальным удобством, чтобы жить как можно более радостно и полноценно. И до конца искали бы возможность послужить человечеству, добраться до какой-то планеты или хотя бы оставить о себе будущим неведомым инопланетянам (или будущему человечеству) хорошую память, произведения искусства, открытия, дневники.

... тоталитаризм - прежде всего единая идеология. Но есть ли идеология у героев Ефремова? Там нет какой-то партии, нет лозунгов, нет бодрых шествий строем.

Есть другое - вера в человечество, ощущение своей связи с ним, единства с ним. Любовь к человечеству и вера в то, что оно, в итоге способно к развитию.

Последнее очень важно. Нет никакого смысла в вечном круговороте, в вечном воспроизводстве одного и того же образа жизни, того же блек джека и шлюх на других планетах. Любить человечество "таким, какое оно есть", яростно отрицая любые попытки выйти за пределы обывательского бытия - это тупик. Развитие человечества, выход за пределы Земли, Солнечной системы, за пределы природы в любом ее виде - например, "стихии рынка", "стихийной экономики", "стихийно складывающихся отношений", внесение разума и господство разума над любой из этих стихий... Да вот это и есть смысл. Вечный смысл. Годный для каждого отдельного человека.

Понятно, что еще не любой способен его осознать, и жизнь многих пока еще лишена смысла. Или она наполнена смыслом маловажным, хрупким, преходящим ... Или человек считает своим смыслом, например, религию, но либо еще не понял тупика, в который она ведет, либо и сама эта религия у него на самом деле - ощущение единства человечества.

Но все впереди, и наступит время, когда этот смысл откроется всем.
Тогда не будет необходимости в лечении души - не слабой и измученной, как сейчас, а бесконечно сильной, бесстрашной. Надо будет только позволить ей вспомнить о смысле.

А современный человек, замкнутый на себе самом, уперся в тупик, в безвыходность, в ничто. В психическую болезнь.
Итак, сделаем следующий вывод:
Человеку жизненно необходимо иметь смысл жизни, причем этом смысл заключается в бескорыстной службе обществу.

Такой смысл жизни человек может
- либо искренне принять как религиозную догму (то есть без размышлений о верности/неверности этой догмы) - это залог выживания старых "нецивилизованных" народов,

- либо искренне принять как осознанное убеждение, - это залог выживания будущих "не-индивидуалистических" народов.

Ответить
   ПОМОЩЬ по форуму!