Задаем любые вопросы, связанные с психикой
Ответить
Мишин
Участник
Баланс:1067
 
Сообщения: 68
Регистрация: 02.12.2019

Немного о мозге и о нас….

Мишин » 20.04.2021 15:41

+
5
-
Часть 1: Мы есть то, как мы думаем…

«Привычный круг убеждений»… Высказывание, ставшее шаблоном, за которым скрывается целый мир связей и отношений, создаваемых без устали нашим мозгом.

Действительно, человеческий мозг является невероятно сложным компьютером, работу которого пока не удалось расшифровать, «приручить». Известно только, что каждый ребёнок должен приспособиться к миру людей. Приспособление происходит за счет утраты некоторых[1] способностей. И постепенному приобретению особой потребности в самоидентификации.

Явление самоидентификация достаточно сложное и многоуровневое. Например, дети сравнительно поздно овладевают повествовательным «я» и говорят о себе в третьем лице. Пребывая на уровне коллективного бессознательного и культурных парадигм, мы опираемся[2] на знакомые стереотипы и они нами воспринимаются априорно как некая верная и точная данность, помогающей, впрочем, создавать новое. Каждый человек имеет свой уникальный набор стереотипов и моделей обработки информации, которые создают индивидуальную картину убеждений и ценностей, постоянно меняющихся под воздействие окружающей среды и событий.

Итак, с чем же человек идентифицируется? Прежде всего, с системой мышления, принятой в его окружении. Так, иностранец размышляет способом, отличным от размышлений украинца. Наш способ размышления ничуть не хуже, но и не лучше – он просто другой. Ментальные парадигмы, которыми будет пользоваться человек, всегда будут тесно связаны с культурой и традициями. Причем ни сами парадигмы, ни их связи с культурной традицией зачастую человеком даже не осознаются[3], они воспринимаются как собственно реальность. По сути, происходит подмена «реальности» на «суждения о реальности», на некие абстрактные мнения о том, что есть[4] что. Подменяя реальность, нашими суждениями о ней, мы автоматически включаем механизм «привычного круга убеждений». Точнее мы перестаем смотреть, видеть, замечать, так как мы все время активно вспоминаем[5]. Наши воспоминания (и соответственно размышления) носят выборочный характер и весьма субъективны.

Парменид[6] тонко подметил природу данного явления: «У большинства смертных нет ничего в их заблуждающемся уме, кроме того, что попало туда через их заблуждающиеся органы чувств». Это состояние заблуждений в заблуждениях «отягощается» пребыванием человека в социуме, и способствует появлению устойчивых ожиданий и веру в закономерности, то есть, так называемый, здравый смысл (или прочную интеллектуальную модель), который заставляет думать, что будет так, потому что «так» уже случалось в прошлом.

Однако, как показывает история развития человеческого общества, в какие-то определённые моменты наработанные модели перестают работать. Мы делаем-делаем, а в результате состояние сродни «сказочному»: «не идет у Данилы мастера каменный цветок». О преодолении ментальных барьеров и выходу за рамки привычных убеждений написано и в мифах, и в философских трудах[7], и в религиозных посланиях[8], и в светских книгах[9], и даже в учебниках по бизнесу[10]…. Как правило, ознакомившись с описанием очередного способа возможного выхода за рамки ментальных моделей мы считаем, что с этого момента мы начинаем изменяться и собственно становимся другими. На самом же деле мы слегка модифицируем старые стереотипы рассуждений и поступков, и продолжаем делать все тоже самое, ведомые своим «заблуждающимся умом», с которым полностью отождествились, и мысли которого воспринимаем за абсолютную истину.

Человек сам по себе значительно сложнее процессов, происходящих в его уме. Первый этап (иногда и последний) выхода за рамки «устойчивых убеждений» начинается с осознания себя как сложнейшей живой системы, и наблюдения за своими мыслями с пониманием и вычленением «интеллектуальных моделей», которые играют в нашем мозге, которые играют с нашим существом. Неожиданные открытия, сделанные порой на базе простых наблюдений, с лёгкостью сопутствуют изменению поведенческой и мировоззренческой парадигм... Воистину, как говорил известный французский писатель Б.Вербер: «Ошибаются многие, но это не значит, что они правы».


Часть вторая о мозге

Когда в доме появляется первый маленький ребенок, то вначале, как правило, наблюдается определенный шок и незнание, что же делать с этой загадкой природы. Потом шок сменяется усталостью и ощущением, что ничего загадочного в этом комочке нет: его надо просто во время кормить, купать, качать и пр. и пр. И где-то за год-полтора нежных материнских ухаживаний приблизительно треть нейронов и связей между ними бесследно исчезает из головного мозга маленького человека… Ученые считают, что это нормальное явление и объясняют его, так называемой, платой за адаптацию в человеческом обществе. Что-то типа того, что ребенку надо учиться разбираться в человеческих взаимоотношениях, поэтому частью умений можно смело пожертвовать[11]. Что до родителей, то они, вообще, обычно не парятся об утраченных нейронах (более того даже и не знают о них и преспокойно себе живут). Родители видят в ребенке, как правило, такого маленького «неумеху». Вдумчивые же родители не раз замечали, что ребенок безошибочно реагирует на «плохих» и «хороших» людей, удивительным образом ощущает перемены в погоде[12], каким-то образом снимает напряжение у окружающих его людей… В общем-то важные и нужные умения, которые бы могли в будущем пригодиться. Но родители начинают обучать ребенка тому, что сами знают и умеют, обеспечивая тем самым «преемственность поколений», а значит преемственность наших достижений и … ошибок.

Хотя и принято концентрироваться на достижениях, но также существует и статистические данные. Так, общеизвестным (и доказанным учеными) фактом является то, что количество гениальных детей в возрасте одного года[13] составляет 80%; затем этот показатель количества гениев снижается до 60% на момент достижения ими трёх лет, до 50% - к пяти годам, среди двенадцатилетних остается только 20 % гениев, наконец, среди двадцатилетних – всего 5%. Эдвард Деминг, «гуру» менеджмента качества, объясняет данную ситуацию разрушительной силой системы управления, принятой в современном обществе: «Господствующая система управления уничтожила наш народ. Люди рождаются с внутренней мотивацией, наделены самоуважением, достоинством, побуждающей к обучению любознательностью. Они радуются, получая знания. Однако с раннего детства на них начинают действовать законы разрушения: приз за лучший костюм на Хэллоуин, оценки в школе, всякого рода награды. То же самое продолжается в университете. Потом людей, команды и подразделения ранжируют на работе, и награды достаются тем, кто занимает высшие позиции в шкале оценок. Тем же, кто оказывается внизу, достаются пинки. Управление на основе поставленных целей, с помощью квот, премиальной зарплаты, бизнес-планов, контрактов, постоянного деления приводит к новому ущербу, масштабы которого для нас неведом и непознаваем[14]».

Каждый индивидуум, воспитывающий детей, и сам является частицей всего человечества, и значит, привносит в будущую личностную форму ребёнка все наработки и все заблуждения мира, все упрощения и все искажения… Чем более искусственная среда окружает человека, тем больше участков мозга[15], которые традиционно развивались, как необходимые, утрачивают свое значение, перестают стимулироваться и, соответственно, перестают что-то привносить в формирующуюся личность. А в обществе тем временем диагностируют все более раннюю демотивацию детей в школе, все более упрощенные взгляды на жизнь, все более банальные решения…

Природа все же не случайно «придумала» механизм «рождения недоношенных детей», чтобы позволить мозгу развиваться и увеличиваться в объеме более длительное время. Но как показывают исследования последних лет, человек умудряется (в том числе, и своими воспитательными воздействиями и своей культурно-экономической средой) уничтожить почти треть возможного потенциала ребёнка. В утешение учеными сообщается, что это не критично, ведь человеком используется 2-5% потенциала мозга: туда миллиарды нейронов – сюда…

При этом возникает закономерный вопрос: действительно ли природа, наделив человека таким уникальным органом[16], сделала это просто так в рамках предоставления «избыточного ресурса»[17] или… Или мы не знаем как этим ресурсом управлять и на что он способен?! А может мы не знаем, как этот ресурс (точнее его 95%) нами используется еще?! Ведь о процессах сна, медитации, комы, клинической смерти до сих пор известно так мало, а мозг в это время функционирует и… потребляет энергию, как ни в чем не бывало, то есть он что-то делает, но неведомое нам!

Наверное, когда в доме появляется малыш, родители должны дать клятву Гиппократа: «Не навреди!» И затем, чутко реагируя на все проявления ребенка, ощущать, что стоит с ним делать, а что нет… В дела, обязательные для детского развития, стоит включить общение с природой[18], общение со сверстниками и другими людьми, и конечно физические нагрузки. И не стоит делать жизнь ребенка абсолютно искусственной с непрерывными походами в магазины и кино, с компьютерами и цифровыми экранами, с которыми, конечно, надо дружить, но знать меру.

Человека должно всегда что-то связывать с природой, с мирозданием, лишь тогда у него появится потребность жить на этой Планете разумно, не разрушая ее, а понимая и оберегая ее, как часть себя.

_____________

[1] Например, известно, что до 6 месяцев дети способны различать мордочки приматов, а к 10 месяцам все «зверушки» становятся на одно лицо. Вероятно, у наших детей есть и другие удивительные пока неизвестные науке способности.
[2] Точнее нам их передает наше окружение: родители, бабушки и дедушки, знакомые и не знакомые люди. Кроме всего прочего этот окружающий мир провоцирует развитие одних способностей и угнетает развитие «ненужных» или просто невостребованных способностей путём гибели миллиардов нейронов не от старости, а от отсутствия стимуляции в развивающемся мозге человека.
[3] Происходит, по сути, полное отождествление человека с наборами мнений о реальности и самом себе.
[4] Красиво и интересно об этом написано в сказке Андерсена «Голый король»: вера и заблуждения мешают человеку увидеть очевидные вещи, а коллективная поддержка иллюзий формируют устойчивые ложные образы и массовые подмены.
[5] Тут услужливо нам на помощь приходят интеллектуальные модели обработки информации: обобщение, искажение, конструирование, вычеркивание.
[6] Цитирование этой фразы показывает, в том числе и то, что сама проблема не нова и всегда интересовала людей.
[7] Дзен философия, учение Эннеаграмм, учение Тантры, труды Алисы Бейли и пр.
[8] Славяно-арийские Веды, религиозные восточные источники, Библия и пр.
[9] См. романы Б.Вербера, Ю.Гордера, М. Капарроса, повествования К. Кастанеды и пр.
[10] См. труды Питера Сенге, Отто Шармера, Люка де Брабендера, Стивена Каммингса, Дона Бека, Криса Кована, Джоэла Баркера и пр.
[11] Причём, об этих «умениях» мало что известно. Хотя существуют некоторые экспериментально подтвержденные необычные умения.
[12] Ему от этого даже таблетки дают, чтоб он только не ощущал грядущие перемены, в терминах врачебной практики это называется «для снижения метеозависимости».
[13] Любопытно, что многие «способности» утрачиваются в раннем детстве, например, различение физиономии приматов утрачиваются к 10 месяцам, различение всех звуков языков мира - в два года и т.д.
[14] Цит.: П.Сенге «Введение к пересмотренному изданию» книги «Пятая дисциплина». М.:ЗАО «Олимп-Бизнес», 2009.- 448с.
[15] Так, например, широкое использование цифровой техники тормозит развитие частей мозга, отвечающих за распознавание мимики лица человека. И в век бурного технологического развития интерес к информации, показанной, например, в фильме «Солги мне» не случаен, а закономерен. Человек действительно утрачивает некоторые свои способности и начинает пользоваться наработками, которые предоставляются обществом в каком-то упрощенном виде.
[16] Со всеми сопутствующими перипетиями, связанными с рождением, по сути, недоношенного (хотя и 9-и месячного) ребёнка, с последующим длительным дозреванием и длительной человеческой беспомощностью и пр., и пр.
[17] Надо учитывать, что это не просто избыточный ресурс – это бешенная работа природы, так, например, между третьим и пятым месяцами внутриутробной жизни у плода каждую минуту появляется 200 000 новых нейронов, то есть более 3 000 в секунду. Неужели природа это все сделала просто так, ради того чтоб это все потом не использовалось?! [См.: Sciences Humaines, Hors-série, №14, novembre-décembre 2011, р.23]
[18] Это не только катание в закрытой коляске; это знакомство (в том числе и тактильное) с природными объектами (листьми, цветами и пр.) и с живыми существами (собачками, котиками, божьими коровками, бабочками и пр.), и с различными природными пространствами (морями, лесами, реками, пляжами, горами и пр.).


https://antimrak.livejournal.com/7409.html
Поделиться:

Аватара пользователя
MoonBear
Участник
Баланс:3868
 
Сообщения: 235
Регистрация: 02.06.2020

Re: Немного о мозге и о нас….

MoonBear » 20.04.2021 22:03

+
5
-
Читая статью, невольно начало зреть убеждение в неизбежность появления, старой, ничем не подтвержденной сентенции, произносимой исключительно с трагическим придыханием. И, действительно, ближе к концу главы она встретилась:
Мишин писал(а):
20.04.2021 15:41
... В утешение учеными сообщается, что это не критично, ведь человеком используется 2-5% потенциала мозга: туда миллиарды нейронов – сюда…
По сути статьи. Да, индивидуальное развитие важно и необходимо, но нельзя столь идеалистически относится к процессу воспитания детей. Давайте исходить из реальной жизни, а не ломая руки, рассуждать о варварском разрушении гениальности в своих детях. Как себе Автор на практике, представляет раскрытие потенциала ребенка, кроме сентенций и сетований на грубый мир? Никак?

Человек, животное социальное и в отрыве от членов сообщества существовать не может, это касается не только взрослых, но и детей, причем - особенно детей. Как показали случаи с найденными "маугли", чем дольше ребенок находился в среде животных, тем сложнее ему приходилось с адаптацией в человеческое общество, вплоть до полной невозможности процесса интеграции.

Сказал к тому, что полное, до космических величин раскрытие потенциала, может дать подобный эффект, только с обратным знаком, но результат один - взаимное неприятие общества и человека. Можно еще раз повторить, наш путь - коллективное развитие и он не предполагает массового появления гениев, тем более, предпосылок к этому нет. Конечно, если заниматься раскрытием потенциала детей в специальных питомниках, имени Сферического коня в вакууме, можно получить уникумов, но, что они дадут обществу, люди лишенные наших достоинств и недостатков?

Да и их жизнь будет сплошным ужасом несоответствия заложенных установок и окружающей среды, а по другому - никак. Достаточно вспомнить князя Мышкина, из романа неслучайно названного Достоевским - "Идиот". Но, в то же время, такие люди нужны, открывая новые горизонты и ставя цели, воздействуя на вектор развития человечества в роли маяка. В этом их ценность и ценность еще в редкости подобной гениальности, для лучшей заметности на фоне остальных.

Не нужно искусственно торопить развитие общества, как показывает история, ни к чему хорошему это не приводит. Достаточно вспомнить разработку ядерного оружия, едва не успевшего появится у гитлеровской Германии. Кроме того, подобное разделение, а оно в случае формирование особого воспитания по определению - элитарного, потенциально повлияет на формирование каст. Подобный исход, так же, гарантирует проблемы.

Аватара пользователя
Director
Эксперт
Баланс:13145
 
Сообщения: 597
Регистрация: 20.06.2018

Re: Немного о мозге и о нас….

Director » 22.04.2021 14:20

+
6
-
В соседней теме "Приватизация образования под лозунгом цифровизации" я предложил коллегам поразмышлять над причиной превращения современного массового человека в сугубого эгоиста-индивидуалиста.

И вот оказывается, что коллега MoonBear уже изложил свои соображения на эту тему
MoonBear писал(а):
20.04.2021 22:03
Человек, животное социальное и в отрыве от членов сообщества существовать не может, это касается не только взрослых, но и детей, причем - особенно детей.... случаи с найденными "маугли",
...
наш путь - коллективное развитие и он не предполагает массового появления гениев, .... можно получить уникумов, но, что они дадут обществу, люди лишенные наших достоинств и недостатков?
... Но, в то же время, такие люди нужны, открывая новые горизонты и ставя цели, воздействуя на вектор развития человечества в роли маяка.
...
Не нужно искусственно торопить развитие общества [воспитывая по особенному некоторых детей, раздельно их обучая], как показывает история, ни к чему хорошему это не приводит.
Итак, коллега считает, что не нужно управлять развитием общества - "искусственно торопить".

При этом, "властные структуры западной цивилизации", упомянутые коллегой в соседней теме, таки воспитывают людей, и особенно подрастающие поколения.

Воспитывают через СМИ (включая доминирование в интернете), а в последнее время через цифровизацию школьного образования.

В последнее десятилетие происходит активное
..формирование особого воспитания по определению - элитарного, потенциально повлияет на формирование каст.
Посему я не могу согласиться с тезисом коллеги о ненужности особо срочных мер по развитию общества.

Я полагаю, что нам определенно надо сформировать "структуры НЕзападной цивилизации", чтобы воспитывать подрастающие поколения в духе альтруизма-коллективизма, а не в духе эгоизма-индивидуализма.

Правда непонятно как воплотить в жизнь эту замечательную идею.
Мы же так и не поняли главной причины, по которой массовый человек превращается в эгоиста-индивидуалиста.

Аватара пользователя
MoonBear
Участник
Баланс:3868
 
Сообщения: 235
Регистрация: 02.06.2020

Re: Немного о мозге и о нас….

MoonBear » 24.04.2021 09:03

+
5
-
Отвечая коллеге Director'у на высказанное недоумение:
Director писал(а):
22.04.2021 14:20
Мы же так и не поняли главной причины, по которой массовый человек превращается в эгоиста-индивидуалиста.
Мною и не преследовалась цель названия причин, ни главных, ни второстепенных, но если речь о них зашла, будет уместным рассказать свое видение сложившейся ситуации. И разговор пойдет именно о массовом человеке, исключая отдельных пассионариев, выступающих лидерами процессов, движений и общностей. Именно они, активная часть, при условии доступа к принятию решений, формируют общественное состояние между индивидуализмом и коллективизмом.

Как показывает документально охваченная история, при отсутствии целей, направленных во вне человека - на общественную идею, начинается стагнация. Личное выходит на первый план, становясь целью существования самое себя. Еще раз повторю - у массового человека. Такими людьми легко управлять, даже подтасовки на выборах не потребуется, поскольку они голосуют не умом и даже не сердцем - желудком.

Показательный пример - государственный военный переворот Украины 14 года, когда малочисленная группа пассионариев захватила власть, на лозунгах - завтра у нас будут европейски зарплаты и пенсии, не считая кружевных трусиков. Массовый человек, тридцать лет существовавший без государственной идеологии, пользуясь исключительно народным менталитетом: все до сэбэ; моя хата с краю; не то плохо, что моя корова сдохла, плохо, что у соседа жива, перестал понимать саму идею существования страны.

Ситуация усугубилась невероятной по величине трудовой миграцией, когда фактически вся часть трудоспособного населения, особенно западных регионов, перешли на полулегальную работу в других государствах, перестав воспринимать свое, как нечто значимое. Добротная канистра национализма, вылитая на разгоревшийся костер внутреннего ощущения самостийности, окончательно окуклили массового человека в эгоистов-индивидуалистов.

Рассмотрев механизм превращения, можно сделать выводы - кому это нужно, хотя бенефициар очевиден. Конечно, правящие элиты осознанно формируют направление развития вектора общества в зависимости от преследуемых ими целей. В СССР государственная идеология служила базисом, определяющим прогресс страны как социальной среды, где развитие общества происходило вместе с каждым человеком. Западная цивилизация, предложила другую структуру - где человек, уже по факту своего рождения, неравноправен и займет предписанное ему изначально положение, вне зависимости от способностей.

Отсюда, главная причина - желание элитариев управлять массовым человеком по принципу, сказанному еще Макиавелли - разделяй и властвуй. Для чего и превозносятся "права человека", в самых диких проявлениях, на вершину Эвереста лукавых целей власть предержащих.

Аватара пользователя
Director
Эксперт
Баланс:13145
 
Сообщения: 597
Регистрация: 20.06.2018

Re: Немного о мозге и о нас….

Director » 24.04.2021 15:07

+
0
-
MoonBear писал(а):
24.04.2021 09:03
Отвечая коллеге Director'у на высказанное недоумение:
Director писал(а):
22.04.2021 14:20
Мы же так и не поняли главной причины, по которой массовый человек превращается в эгоиста-индивидуалиста.
Должен уточнить: я высказал не "недоумение", а непонимание.
То есть, я сам не знаю ответа на этот вопрос.

Ищу ответ, но не пока не нашел.
А найти надо. Надо нам всем.

Поэтому давайте с большим вниманием изучим мнение уважаемого коллеги MoonBear
...рассказать свое видение сложившейся ситуации. И разговор пойдет именно о массовом человеке...
... Такими людьми легко управлять, ...поскольку они голосуют не умом и даже не сердцем - желудком. ....на лозунгах - завтра у нас будут европейски зарплаты и пенсии, ... все до сэбэ; моя хата с краю; не то плохо, что моя корова сдохла, плохо, что у соседа жива, ... окончательно окуклили массового человека в эгоистов-индивидуалистов.
...
при отсутствии целей, направленных во вне человека - на общественную идею, начинается стагнация. Личное выходит на первый план, становясь целью существования самое себя.

Массовый человек перестал понимать саму идею существования страны.... общественное состояние между индивидуализмом и коллективизмом.
Итак, коллега видит причину превращения массового человека в эгоиста-индивидуалиста в отсутствии общественной идеи, которая бы сплачивала людей в рамках одной страны, а не в рамках личной хаты.

Я с этим согласен. У нынешнего массового человека нет такой общественной идеи.

Точнее говоря, у него есть идея, но только не "общественная", а "массовая": идея "жить в своё личное удовольствие".

Впрочем слово "идея" здесь не годится, здесь надо использовать слово "инстинкт".

Итак, причина эгоизма заключается в отсутствии общественной идеи.

Тогда надо поставить вопрос иначе:
Почему раньше общ.гос.идея сначала была (страна-государство же было создано), а потом исчезла?

Послушаем коллегу MoonBear
бенефициар очевиден - ....правящие элиты осознанно формируют направление развития вектора общества в зависимости от преследуемых ими целей.

В СССР гос.идеология - .... развитие общества происходило вместе с каждым человеком.

Западная цивилизация - ... человек, уже по факту своего рождения, неравноправен и займет предписанное ему изначально положение, вне зависимости от способностей.

Отсюда, главная причина - желание элитариев управлять массовым человеком по принципу... "разделяй и властвуй.
Итак, по мнению коллеги причина заключается в идейности элиты:
- в СССР элита была идейно заряжена на коллективизм,
- в Западной цивилизации элита была и есть заряжена на эгоизм.

Я не согласен, ибо в таком случае непонятно:
- почему же развалился СССР (или, другими словами, почему же элита СССР переродилась из альтруистов в эгоисты)?
- почему же не разваливается Запад, если его элита сплошные эгоисты.

Надо копать глубже.

Ответить
   ПОМОЩЬ по форуму!