Спрашиваем и беседуем на тему человеческого общества
Ответить
Аватара пользователя
Сухарев
Участник
Баланс:4318
 
Сообщения: 303
Регистрация: 11.11.2019

Новые детали процесса мумификации

Сухарев » 19.05.2023 13:54

+
5
-
Детали мумификации в Древнем Египте остаются предметом споров ученых. Понятно, что в течение многих веков процесс мумификации менялся. Когда-то, еще в додинастические времена, всё начиналось с естественного процесса высушивания тела в сухом горячем песке. Затем методика постепенно совершенствовалась, через много веков превратившись в многоступенчатый ритуал, включавший удаление мозга и других внутренних органов, обработку тела антибактериальными и противогрибковыми средствами, тщательное пеленание и так далее. Вся процедура могла занимать до 70 дней и обеспечивала превращение бренного тела в нетленную оболочку для возрождения в загробном мире.

Изображение

Как же специалистам разобраться в этом сложнейшем действе? До нас дошли древние тексты, в том числе папирусы, в которых описан ряд этапов процедуры бальзамирования. Некоторые сведения сообщают античные авторы, такие как Геродот и Диодор. Есть изображения и археологические находки; есть сами мумии и приспособления, использовавшиеся для манипуляций с телом усопшего. Специалисты изучают состав, которым пропитаны тела и покрывающие их бинты. Известны и эксперименты по настоящей мумификации (конечно, не людей, а животных).Соотнести всё это вместе бывает непросто, хотя бы потому, что египтологи порой не знают, что именно означают названия снадобий, упоминавшихся в древних текстах.

Изредка ученым улыбается удача. В 2016 году археологи обнаружили в некрополе Саккары, недалеко от Каира, мастерскую для бальзамирования. Помещение, датированное 664–525 гг. до н.э. (XXVI династия), находится в нескольких метрах к югу от пирамиды царя Униса. Исследованию сосудов, найденных внутри, посвящена новая статья в Nature.

Мастерская начиналась с надземного сооружения («ибу»), но основные её части находились под поверхностью. На глубине 13 метров располагалось помещение для вскрытия тел («уабет»), а 30-метровая шахта вела к погребальным камерам. Кроме того, археологи обнаружили тайник с глиняными сосудами, содержащими бальзамирующие вещества. На некоторых сосудах присутствовали следы нагрева, а к их внешней поверхности прилипли капли от кипящего содержимого. Всего таких сосудов найдено 121 – 59 кубков из светлой глины и 62 шарообразные чаши красного цвета. На ряд изделий нанесены тексты с инструкциями, типа «поместить ему на голову» или «этим перевязывать или бальзамировать». В надписях, что очень ценно, фигурируют названия бальзамирующих веществ. Это уникальная возможность соотнести надписи с содержимым.

Исследователи выбрали для анализа 9 мензурок и 22 миски, надписи на которых читались чётче всего. А чтобы сравнить их содержимое с тем, что происходило в «уабет», взяли образцы сосудов из двух камер на дне погребальной шахты.

Основная часть публикации – подробное описание состава веществ, обнаруженных в сосудах. В списке есть растительные масла, смолы и животные жиры.

В 21 сосуде обнаружены следы эфирных масел, полученных из хвойных, можжевеловых или кипарисовых растений.

Кедровое масло или дёготь найдены в 19 сосудах. Как минимум в 15 емкостях содержалась смола элеми, добываемая из тропического дерева Canarium. При этом биомаркеры указывают на происхождение из азиатских тропических лесов, хотя не следует исключить и тропическую Африку.

Кроме того, в 5 сосудах найдена смола фисташкового дерева, а в одном сосуде из погребальной камеры – смола даммара, добываемая из растений рода шорея. И элеми, и даммар в таком контексте обнаружены впервые.

В 18 сосудах присутствует животный жир, в том числе жир жвачных животных. В 5 сосудах найдены растительные масла, типа оливкового, а также касторовое масло и пчелиный воск.

Битум, остатки которого нашли в двух сосудах из погребальных камер, происходил, вероятно, из района Мертвого моря.

Исследователи определили, что рецепты снадобий в трёх сосудах включали смешивание и нагревание смолистых веществ с жиром или маслом. Элеми готовили вместе с животным жиром или растительным маслом, а даммар - с животным жиром и пчелиным воском.

Изображение

Авторы разбирают надписи на сосудах, содержащие рекомендации по обработке отдельных частей тела и использованию льняных бинтов.

Например, на восьми сосудах написаны инструкции по бальзамированию головы. Для этих целей бальзамировщики использовали три разных смеси, включавшие элеми, смолу фисташкового дерева, масло или смолу можжевельника либо кипариса и кедра, животный жир, пчелиный воск и растительные масла. Авторы пишут, что о подобных рецептах информация получена впервые.

А вот подвижки на лингвистическом фронте: раньше предполагали, что египетское слово антиу означало мирру. Мирра - это такое растение, его ароматическая смола когда-то широко использовалась для благовоний. Однако в 5 сосудах из мастерской, на которых значилось «антиу», содержалась смесь смолы кедра и можжевельника или кипариса с животным жиром. Значит, антиу – это никакая не мирра, по крайней мере, в Саккаре.

Еще одно древнеегипетское слово – сефет - одно из 7 священных масел, которые использовались при бальзамировании и ритуале отверзения уст. Судя по содержимому трёх сосудов с надписью «сефет», это таинственное «масло» представляло собой некую ароматную мазь на основе животного жира с растительными добавками (включая элеми). Конечно, её состав мог меняться с течением времени.

Большинство веществ, использовавшихся в саккарской мастерской, привезены из-за пределов Египта, некоторые издалека. «Происхождение различных веществ свидетельствует о почти глобальной сети», - пишут исследователи. Битум поставляли из региона Мертвого моря. Фисташка, оливковые деревья, кедр, можжевельник и кипарис – всё перечисленное не росло в Египте, но встречалось в разных частях Средиземноморского бассейна. Вероятно, сырьё везли из Леванта. А особенно поразительно наличие смол деревьев из тропических лесов. И если Canarium растет и в Азии, и в Африке, то даммар происходит из растений семейства Dipterocarpaceae, растущих исключительно в азиатских тропиках – сейчас эту смолу добывают в Индии и Малайзии. Так что в VII веке до нашей эры Египет могли связывать с Индией торговые пути.

https://antropogenez.ru/single-news/article/911/
https://www.nature.com/articles/s41586-022-05663-4
Поделиться:

Аватара пользователя
Director
Эксперт
Баланс:18533
 
Сообщения: 1121
Регистрация: 20.06.2018

Re: Новые детали процесса мумификации

Director » 22.05.2023 09:02

+
7
-
Коллега Сухарев представил нам весьма интересный историко-технический материал
Сухарев писал(а):
19.05.2023 13:54
Детали мумификации в Древнем Египте

... многоступенчатый ритуал, включавший удаление мозга и других внутренних органов, обработку тела антибактериальными и противогрибковыми средствами, тщательное пеленание и так далее. Вся процедура могла занимать до 70 дней и обеспечивала превращение бренного тела в нетленную оболочку для возрождения в загробном мире.
...
До нас дошли древние тексты,... в которых описан ряд этапов процедуры бальзамирования... Есть изображения и археологические находки; есть сами мумии и приспособления, использовавшиеся для манипуляций с телом усопшего.
...
В 2016 году археологи обнаружили в некрополе Саккары, недалеко от Каира, мастерскую для бальзамирования.... Кроме того, археологи обнаружили тайник с глиняными сосудами, содержащими бальзамирующие вещества... На ряд изделий нанесены тексты с инструкциями, типа «поместить ему на голову» или «этим перевязывать или бальзамировать»...

Большинство веществ, использовавшихся в саккарской мастерской, привезены из-за пределов Египта, некоторые издалека. «Происхождение различных веществ свидетельствует о почти глобальной сети»
... из региона Мертвого моря
... не росло в Египте, но встречалось в разных частях Средиземноморского бассейна.
... наличие смол деревьев из тропических лесов... в азиатских тропиках
Итак, уже более 100 лет на территории Египта находят мумии, а недавно нашли помещение с остатками материалов для изготовления мумий.

Анализ этих остатков показал, что материалы для мумификации были доставлены из мест, отдаленных на тысячи километров.
Т.е. во времена изготовления мумий люди имели соответствующие знания об отдаленных территориях и транспортные средства для доставки.

Мастерская ... находится в нескольких метрах к югу от пирамиды царя Униса... начиналась с надземного сооружения («ибу»), но основные её части находились под поверхностью. На глубине 13 метров располагалось помещение для вскрытия тел («уабет»), а 30-метровая шахта вела к погребальным камерам.
Возникает вопрос:
С какой целью древние египтяне выкапывали шахты:
- глубиной в 4-х этажный дом для устройства помещения для вскрытия тел?
- глубиной в 10-ти этажный дом для устройства помещений для размещения мумий?

Почему те древние людям считали недостаточно глубокими погреба, например глубиной с 2-х этажный дом? Ручным инструментом очень трудно выкопать шахту в 3 метра, но выкопать шахту в 30 метров труднее не в 10 раз, а в 100 раз.


Теперь зададим главные вопросы:
С какой целью люди в средневековье и даже в наше время выставляют на обозрение и поклонение мощи (мумифицированные части тела)?

С какой целью люди в древности изготавливали мумии? Выставляли ли они их на обозрение и поклонение, или же, наоборот, прятали подальше от глаз людских?

Мои ответы:
И в наши дни, и в средневековье, и в древнем Египте, люди почитают мумии (мощи) как подражание ритуалам богов предыдущей цивилизации. И чем позже по времени, тем всё менее похожи проводимые ритуалы на оригинальные.

Именно боги (человекообразные существа, ибо размер саркофагов соответствует размерам современного человека) построили комплексы пирамид и окружающей инфраструктуры (глубокие шахты, узкие наклонные каналы, т.п.).

Такие комплексы могла построить только высокоразвитая (по крайней мере в техническом отношении) цивилизация.
А древние и современные люди лишь использовали доставшуюся им инфраструктуру в меру своего разумения.


Следующий вопрос:
С какой целью высокоразвитая цивилизация строила эти комплексы?

Владимир Яшкардин выдвинул гипотезу, что это комплексы являются элементами системы генерации и приёма-передачи низкочастотной энергетики и информатики
http://softelectro.ru/scirocco3.html

В рамках гипотезы Яшкардина можно выдвинуть гипотезу, что т.н. погребальные колодцы с антропоморфными саркофагами являлись техническими устройствами для коммуникации богов (прежних людей), н.п. для дальней космической связи.

Ответить
   ПОМОЩЬ по форуму!