Вопросы и темы, так или иначе, связанные с религией
Ответить
Сухарев
Участник
Баланс:1718
 
Сообщения: 131
Регистрация: 11.11.2019

О вере в Бога и науке

Сухарев » 01.03.2021 15:41

+
4
-
На наших глазах Русская православная церковь (РПЦ) сращивается с государством, по сути дела, восстанавливается в правах, которыми обладала при царском режиме. На государственном телевидении читаются проповеди, идут различные религиозные передачи. В армии появились священники, "освящаются" здания, "святой" водой кропят на различных официальных мероприятиях, огромные средства тратятся на церковные нужды. Взрыв храма Христа Спасителя был, несомненно, проявлением большевистского варварства. Однако в условиях, когда значительная часть населения не только живет впроголодь, но и не может купить многие лекарства, трата миллионов, а скорее миллиардов рублей на реконструкции храмов представляется мне недопустимой.

Не буду, однако, развивать эту тему, ибо статья посвящена другому - попытке помочь читателям разобраться в том, какова позиция атеистов и что, собственно, понимается под верой в Бога. Соответствующие замечания представляются необходимыми: сегодня в средствах массовой информации об атеизме и не услышишь. Более того, стараются создать впечатление, что, как заявил один церковный деятель, атеистов у нас сейчас можно найти лишь в Красной книге исчезающих видов. Кстати, даже весьма незаурядный человек А. Ф. Лосев полагал, что и в советские времена атеисты не были искренними, а "заигрывали с властью".

В вопросах веры и религии большевики были "воинствующими безбожниками", то есть не только атеистами, но и гонителями всякой веры в Бога.

Письмо В.И.Ленина от 19 марта 1922 года, опубликованное лишь в 1990 году:
"Чем большее число представителей реакционного духовенства удастся нам поэтому расстрелять, тем лучше".

Указание вождя выполнили - тогда же были расстреляны 32 митрополита и архиепископа. Гонения на церковь, исповедовавшаяся большевиками идеология "воинствующего безбожия" привели к тому, что у многих и теперь неверие в Бога, то есть атеизм, отождествляется или, во всяком случае ассоциируется с преступным ленинско-сталинским режимом. Фактически же отождествление атеистов с "воинствующими безбожниками" - чистейшее недоразумение или, если это делается обдуманно, подлая клевета.


На вопрос, существует ли Бог, агностики отвечают: не знаю, на этот вопрос нельзя ответить. Для подобной позиции имеются основания, ибо доказать отсутствие Бога невозможно, как нельзя доказать и его существование. Подобные утверждения представляют собой так называемые "интуитивные суждения". Интуитивные суждения материалиста и атеиста таковы: существует Вселенная, природа, эволюционирующая с течением времени. Человек - продукт эволюции жизни, возникший естественным образом из неживого.


К великому сожалению, подавляющее большинство из шести миллиардов людей, обитающих сейчас на Земле, остаются необразованными. Смотреть телевизор, пользоваться сотовым телефоном и летать на самолете еще не значит быть цивилизованным человеком. Мало кто не ответит на вопрос об авторах "Евгения Онегина" и "Войны и мира". Но вот спросите, почему меняются сезоны (зима, весна, лето, осень). Мой опыт свидетельствует о том, что даже люди с высшим образованием часто дают неверный ответ (например, ссылаются на изменение расстояния от Земли до Солнца). Между тем правильный ответ (наклонение земной оси к плоскости эклиптики, в которой находятся Солнце и орбита Земли) известен уже 500 лет!

В полемике, которая происходит между атеистами и верующими, факты очень часто искажаются. Так, я сам долгое время был уверен, что наш знаменитый физиолог Иван Петрович Павлов (1849-1936) был глубоко религиозным человеком. Он ходил в церковь, протестовал против разрушения храмов, отказался от кафедры в Военно-медицинской академии в знак протеста против изгнания из числа студентов детей священников и т. д. Казалось бы, верующий, православный человек, таковым он у нас и прослыл. На самом же деле Павлов "конечно, был полный атеист и никаким иным быть не мог". Это цитата из воспоминаний М. К. Петровой - ближайшей сотрудницы и друга И. П. Павлова). Она приводит его слова: "Человеческий ум ищет причину всего происходящего, и когда он доходит до последней причины - это и есть Бог. В своем стремлении искать причину он доходит до Бога. Но сам я не верю в Бога, я неверующий". Ходил Павлов в церковь "не из религиозных побуждений, а из-за приятных контрастных переживаний. Будучи сыном священника, он еще в детстве любил Пасху. Он объяснял эту любовь особенно радостным ощущением праздничных дней, следующих за Великим Постом". Защищал же Павлов церковь и верующих из вполне понятных соображений о справедливости и свободе совести, из протеста против большевистского варварства.

В литературе попадались утверждения, что Эйнштейн был верующим, ибо писал о какой-то космической религии и т. д. В действительности Эйнштейн пользовался религиозной терминологией лишь в условном смысле. Например, он писал: "Я не могу найти выражения лучше, чем "религиозная" для характеристики веры в рациональную природу реальности... Какое мне дело до того, что попы наживают капитал, играя на этом чувстве?" В 1929 году на вопрос, верит ли он в Бога, Эйнштейн ответил телеграммой: "Я верю в Бога Спинозы, который проявляется в гармонии всего существующего, но не в Бога, который интересуется судьбами и делами людей". Бенедикт Спиноза отождествлял Бога с природой, был пантеистом. Я не вижу, по существу, различия между пантеизмом и атеизмом, если не касаться естественной разницы в терминологии, использовавшейся в XVII веке и применяемой сегодня.

Вместе с тем нет оснований считать, что все высокообразованные люди являются в настоящее время неверующими или не исповедуют какую-либо религию. Например, известный космолог Жорж Леметр (1894-1966) был даже католическим священником. Согласно опубликованным в 1998 году данным опроса членов Национальной академии наук США, верующими назвали себя 7% опрошенных.


О лженауке и религии

Типичный и, можно сказать, яркий пример лженауки - астрология. Лет 300 назад астрологию еще нельзя было назвать лженаукой, ибо только в XVII веке Исаак Ньютон (1643-1727) установил закон всемирного тяготения и стали ясны силы, с которыми планеты действуют на предметы на Земле. Но сегодня даже школьник может выяснить, что влияние планет, не говоря уже о звездах, на поведение людей ничтожно по сравнению с дуновением ветерка. Многочисленные сопоставления гороскопов с реальностью также показали, что предсказания астрологов абсолютно нереальны, а встречающиеся иногда совпадения чисто случайны. Поэтому мы и считаем астрологию лженаукой. Публикация астрологических прогнозов, появление астрологов на экранах телевизоров - это позор. К сожалению, погоня за подписчиками или невежество заставляют даже серьезные газеты, например "Известия", публиковать астрологические прогнозы (мое письмо по этому поводу, адресованное редактору "Известий", осталось без ответа). Кстати сказать, существует мнение, что публикация астрологических прогнозов - невинная забава. Никак не могу с этим согласиться. Те, кто понимает, что такие прогнозы просто чепуха, их не читают, верящие же прогнозам могут искалечить всю свою жизнь, следуя ложным советам. Поэтому я, как и многие другие, стараюсь разъяснять ситуацию и, в частности, пытался сделать это в статье, опубликованной в "Известиях" 21 февраля 1991 года. Упоминаю об этом потому, что получил письмо читателя, соглашавшегося со мной в оценке астрологии, но утверждавшего, что астрология не хуже религии, а я не пишу о религии из трусости. На самом деле я и сегодня не боюсь отстаивать атеистические убеждения, а тогда просто забыл ответить на естественный вопрос: "Чем же астрология хуже религии?"


Об отношении церкви к науке

История этих отношений противоречива. На определенных этапах монастыри служили оплотом науки, центрами ее развития. Наиболее известный пример - деятельность Коперника, который был священнослужителем. Но судьба коперникианства - яркий пример и реакционной роли церкви, боровшейся с наукой с позиций церковной догматики. Общеизвестно, что церковь в 1633 году осудила великого Галилея за защиту науки и, конкретно, коперникианства, отравив остаток его жизни.

Развитие науки нанесло сокрушительный удар по претензиям церкви диктовать свои догматы науке. Сегодня об этом в цивилизованных странах не может быть и речи (впрочем, в США и до сих пор слышны довольно громкие голоса креационистов, отрицающих эволюцию и проповедующих божественное сотворение мира, то есть буквально следующих Библии). В наши дни церковь "перестроилась". Содержание этой перестройки особенно ярко отражено в последней (тринадцатой по счету) энциклике Папы Иоанна Павла II "Вера и разум" ("Fides et ratio"), опубликованной 15 октября 1998 года). Эта энциклика начинается так:

"Вера и разум - это как бы два крыла, на которых человеческий дух возносится к созерцанию истины, ибо Сам Бог вложил в умы людей стремление к познанию истины, а также к познанию Его Самого, чтобы люди, познавая и любя Его, смогли найти полноту истины о себе самих".

Смысл энциклики и, очевидно, современной политики католической церкви, насколько понимаю, таков. Да, роль науки (разума) признается, но это только одно "крыло". Второе "крыло" - вера, и без нее истину познать невозможно, нужна еще и "сверхъестественная помощь благодати". Оба пути - научный и религиозный не противопоставляются: "Истина, которую Бог явил нам в Иисусе Христе, не противоречит истинам, которые можно постичь в результате философских размышлений. Напротив, эти два способа познания ведут к полноте истины. Единство истины является основным постулатом человеческого разума, выраженным в законе противоречия. Откровение убеждает нас в этом единстве, указывая, что Бог Творец - это также Бог истории спасения. Один и тот же Бог, являющийся основой познаваемости и рациональности естественного порядка вещей, на который с доверием опираются ученые, явлен и как Отец Господа Нашего Иисуса Христа".

Насколько могу судить, представитель англиканской церкви Джон Полкинхорн и Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II придерживаются аналогичных позиций: наука признается, но без духовного опыта и водительства церкви не обойтись, ибо "истина, явленная нам в Откровении, одновременно является истиной, которую необходимо осознать в свете разума"). И в другом месте: "Разум, лишенный помощи Откровения, обречен на блуждание окольными путями, в результате чего он подвергается опасности потерять из вида конечную цель". "Откровение" в религии - это передача людям "истин", исходящих от Бога, в православии и католицизме видами Откровения служат в первую очередь "священное писание" (Библия) и "священное предание" (некая совокупность религиозных положений). Не буду продолжать, ибо, признавая большую историческую и художественную ценность Библии, никакого священного значения ей придать не в состоянии. Не вижу и какой-либо позитивной роли Откровения в познании истины. Здесь между атеистами и исповедующими религию лежит непроходимая пропасть.


***

В 1914 году был проведен анонимный опрос 1000 американских ученых - верят ли они в Бога. Верили 58%.
Из 400 "наиболее крупных" ученых (в отчете об опросе не сказано, по каким критериям их выбирали) верующих около 70%.

Такой же опрос 1934 года дал 67% и 85% соответственно.

Опрос 1996 года - 60,7% не верят или сомневаются.

В 1998 году опросили членов Национальной АН США - верующих чуть более 50%.


Не верят в Бога (1-я цифра) и бессмертие души (2-я цифра):

Среди биологов 65,2% и 69%.

Среди физиков 79% и 76,3%.

Остальные в основном ответили "не знаю", но нашлось и некоторое количество верующих.

Из математиков 14,3% верят в Бога, 15% - в бессмертие души.

Из биологов верят в Бога 5,5%, в бессмертие души - 7,1%.

Из физиков и астрономов верят в Бога 7,5%, в бессмертие души - тоже 7,5%.

Данные журнала "Nature" № 6691, 1998.

Виталий Лазаревич Гинзбург,
академик, физик-теоретик
https://www.nkj.ru/archive/articles/7709/
Поделиться:

Аватара пользователя
Director
Эксперт
Баланс:13237
 
Сообщения: 620
Регистрация: 20.06.2018

Re: О вере в Бога и науке

Director » 03.03.2021 10:49

+
0
-
Коллега Сухарев представил нашему вниманию весьма интересный материал, - а интересен он своим тонким манипулированием сознания читателей.

Покажем это.

Начнем с определения степени доверия к словам автора материала.
Кто автор? Безызвестный журналист? Церковный деятель? Простой мирянин?

Нет. Автор - Виталий Лазаревич Гинзбург, академик, физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии, высокопоставленный иерарх официальной науки.

А чем известен этот Гинзбург простым людям? Что он сделал полезное для людей? Может изобрел какое-то техническое устройство, типа лазера, или что-то подобное?

Нет. Всё что известно простым людям про Гинзбурга - это то, что он высокопоставленный, остепененный и награжденный.

Итак, мы определили для себя:
- какая степень наивности может содержаться в тексте автора, и
- в какой степени можно изначально доверять словам автора.

Теперь приступим к изучению самого текста автора.
Сухарев писал(а):
01.03.2021 15:41
На наших глазах Русская православная церковь (РПЦ) сращивается с государством, по сути дела, восстанавливается в правах, которыми обладала при царском режиме. На государственном телевидении читаются проповеди, идут различные религиозные передачи. В армии появились священники, "освящаются" здания, "святой" водой кропят на различных официальных мероприятиях, огромные средства тратятся на церковные нужды. Взрыв храма Христа Спасителя был, несомненно, проявлением большевистского варварства.

Однако в условиях, когда значительная часть населения не только живет впроголодь, но и не может купить многие лекарства, трата миллионов, а скорее миллиардов рублей на реконструкции храмов представляется мне недопустимой.
Автор дал весьма правдивое описание фактов: обилие "формальной религиозности" и наличие "нищеты простых людей".

Таким образом автор:
- озвучил насущную проблему нищеты простых людей и тем самым втёрся к ним в доверие;
- походя (т.е. незаметно, бездоказательно, манипулятивно) ввёл прямую связь "религии" с "нищетой";
- так же походя ввёл прямую связь "большевиков" с "варварами".

Уже интересное начало. Мастерское.
Однако продолжим далее.
Не буду, однако, развивать эту тему, ибо статья посвящена другому - попытке помочь читателям разобраться в том, какова позиция атеистов и что, собственно, понимается под верой в Бога. Соответствующие замечания представляются необходимыми: сегодня в средствах массовой информации об атеизме и не услышишь. Более того, стараются создать впечатление, что, как заявил один церковный деятель, атеистов у нас сейчас можно найти лишь в Красной книге исчезающих видов....

Итак, автор, после манипулятивно введённых посылов об априорной негативности "религии" и "большевиков", сразу же, не дав читателю опомниться-задуматься, перескочил на другую тему - на тему "атеизма".

И сразу же, также походя, подсунул читателю тезис об отсутствии атеистов в нынешнем обществе.
Что, правда? Неужели так и есть?

Да нет, конечно. СтОит лишь чуть-чуть задуматься и "посмотреть в окошко на улицу", то любой обычный человек лично увидит, что:
- церкви заполняются лишь на религиозные праздники пару-тройку раз в год:
- люди не соблюдают искренне религиозные заповеди, а соблюдают законодательные запреты (т.е. поведение людей определяется не "религиозностью", а личной совестью, воспитанием и репрессивной машиной, имеющейся в любом государстве).

Таким образом, автор снова тонко манипулирует.
И снова, не дав опомниться, меняет тему.
...Кстати, даже весьма незаурядный человек А. Ф. Лосев полагал, что и в советские времена атеисты не были искренними, а "заигрывали с властью".

В вопросах веры и религии большевики были "воинствующими безбожниками", то есть не только атеистами, но и гонителями всякой веры в Бога.

Письмо В.И.Ленина от 19 марта 1922 года, опубликованное лишь в 1990 году:
"Чем большее число представителей реакционного духовенства удастся нам поэтому расстрелять, тем лучше".
Указание вождя выполнили - тогда же были расстреляны 32 митрополита и архиепископа.

Гонения на церковь, исповедовавшаяся большевиками идеология "воинствующего безбожия" привели к тому, что у многих и теперь неверие в Бога, то есть атеизм, отождествляется или, во всяком случае ассоциируется с преступным ленинско-сталинским режимом. Фактически же отождествление атеистов с "воинствующими безбожниками" - чистейшее недоразумение или, если это делается обдуманно, подлая клевета.
Мы видим, что тут автор жёстко бьёт по эмоциям читателей: "расстреляли", "воинствующие", "преступный ленинско-сталинский режим", "подлая клевета", т.д.

Давайте еще раз вспомним: а как сам автор связан с "безбожным ленинско-сталинским режимом"?
Посмотрим открытые источники и увидим, что Виталий Лазаревич Гинзбург, 1916 года рождения:
- родился в Москве в интеллигентной еврейской семье,
- учился в семилетней школе, затем продолжил образование в ФЗУ (фабрично-заводском училище), затем поступил на физический факультет МГУ, который окончил в 1938 году, в 1940 году окончил аспирантуру при этом факультете и защитил кандидатскую диссертацию,

- в 1941 году началась Великая Отечественная война, но 25-летний Гинзбург решил что ему важнее защитить не Родину и простой народ, а свою докторскую диссертацию, - что он и сделал в критический для страны 1942 год.
- с 1942 года до конца жизни занимался теоретическими работами в разных научных учреждениях СССР и РФ.

Итак, автор Гинзбург всю свою жизнь провел не на заводах и стройках, не в полях и лесах, а в учебных и научных заведениях. Не поднимал своими руками ничего тяжелее ложки.

Но может быть он придумал что-нибудь очень полезное для страны и простых людей, за счет которых он, Гинзбург, прожил всю свою долгую жизнь?
Давайте посмотрим:
"Всего за свою жизнь он написал примерно 400 научных статей и книг."
Неужели это всё, что про него написано?
Неужели всё, что он сделал - это только написанные некие "книги и статьи"?
Неужели не нашлось ничего конкретного, ощутимого, что Гинзбург сделал для страны?!

Да! Ничего конкретного и ощутимо-полезного не нашлось. Нашлись лишь голословные уверения, что мол
выдающийся советский, а затем и российский физик-теоретик Виталий Лазаревич Гинзбург по праву считался одним из крупнейших ученых физиков XX века, его труды оказали очень большое влияние на развитие современной физики, а сам он внес неоценимый вклад в мировую науку.

И даже Нобелевскую премию ему дали вкупе с еще двумя теоретиками "за решающий вклад в объяснение двух феноменов квантовой физики - сверхпроводимости и сверхтекучести", причем сами же ученые не скрывают что "сегодня это одна из нерешенных проблем классической физики".

Мы все используем лазеры, изобретенные нобелевским лауреатом Басовым, но кто и где извлекает пользу от свехпроводимости и свертекучести" нобелевского лауреата Гинзбурга?

Впрочем уже достаточно изучать "научный вклад" Гинзбурга.
Давайте лишь отметим, что Гинзбург умудрился получить получить от государства научные звания и причитающиеся к ним огромные деньги:
- лауреат Сталинской премии первой степени (1953),
- лауреат Ленинской премии (1966),
- академик АН СССР (1966).

Итак, всю свою сознательную жизнь нынешний хулитель Ленина, Сталина и СССР их всех прославлял и жирно жил за счет простого советского "безбожного" народа.
Ну и кто после этого настоящий "безбожник" без стыда и совести?


Вернемся к тексту Гинзбурга лишь для того, чтобы выделить в нем особенные перлы:
На вопрос, существует ли Бог, агностики отвечают: не знаю, на этот вопрос нельзя ответить. .... Человек - продукт эволюции жизни, возникший естественным образом из неживого.

К великому сожалению, подавляющее большинство из шести миллиардов людей, обитающих сейчас на Земле, остаются необразованными.
...
знаменитый физиолог Иван Петрович Павлов (1849-1936) был глубоко религиозным человеком. Он ходил в церковь, протестовал против разрушения храмов, отказался от кафедры в Военно-медицинской академии в знак протеста против изгнания из числа студентов детей священников и т. д. ... На самом же деле Павлов "конечно, был полный атеист и никаким иным быть не мог". ... Ходил Павлов в церковь "не из религиозных побуждений, а из-за приятных контрастных переживаний. ... Защищал же Павлов церковь и верующих ... из протеста против большевистского варварства.
...
Развитие науки нанесло сокрушительный удар по претензиям церкви диктовать свои догматы науке. ...В наши дни церковь "перестроилась". Содержание этой перестройки особенно ярко отражено в ... энциклике Папы Иоанна Павла II "Вера и разум" ... современной политики католической церкви...
.... представитель англиканской церкви Джон Полкинхорн и Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II придерживаются аналогичных позиций...
....

В 1998 году опросили членов Национальной АН США
Из математиков 14,3% верят в Бога, 15% - в бессмертие души.
Из биологов верят в Бога 5,5%, в бессмертие души - 7,1%.
Из физиков и астрономов верят в Бога 7,5%, в бессмертие души - тоже 7,5%.

... между атеистами и исповедующими религию лежит непроходимая пропасть.
Как говорит простой народ: "Уж чья бы корова мычала", но уж Гинзбургу точно лучше помолчать про Бога, совесть и стыд.
Да и про науку тоже.

Ответить
   ПОМОЩЬ по форуму!