Общение на свободные темы и библиотека.
Ответить
Профессор
Участник
Баланс:2511
 
Сообщения: 168
Регистрация: 26.10.2019

Про использование мирного атома и ядерные проекты

Профессор » 26.02.2021 14:23

+
3
-
Ядерная энергия совершила технологическую революцию. Но почему мирный атом не используют повсеместно? По какой причине свернули проект ядерного самолёта и атомобиля, и чем закончилась попытка добывать нефть с помощью ядерных взрывов?

Изображение


В 1959 году суперзвездой мировых новостей стал "Ленин" — первый в мире атомный ледокол вышел на испытания в море. Судно с ядерной силовой сконструировали для обслуживания Северного морского пути и экспедиционного плавания в Арктике. В сутки он расходовал примерно сорок пять грамм радиоактивного топлива.

Раньше ледоколы были дизель-электрические или даже паровые, например «Красин», стоящий на вечной стоянке в Санкт-Петербурге. Стране нужен был более мощный корабль. И не просто более мощный, но и способный ходить несколько месяцев без дозаправки топливом, поскольку заправляться на Северном морском пути, по сути, было негде.

Военные эксперты опасались, что в открытом море на ядерном реакторе произойдет авария. За тридцать лет службы о никаких форс-мажорных ситуаций официально* СМИ не сообщали. Писали только про самый сложный ремонт ледокола «Ленин», который он перенес в 1967 году. Это была целая операция по замене атомной установки. Кумулятивными зарядами перебивались верхние участками четырех переборок, на которых аккуратно «подвесили» реакторный блок для изъятия.

*...в феврале 1965 года при подготовке ледокола к навигации, в результате ошибочных действий персонала была повреждена активная зона реактора N 2, и ее потребовалось выгрузить. А к концу навигации на том же реакторе выявилась утечка теплоносителя. Причем негерметичность первого контура оказалась на «неотсекаемом» участке трубопровода.


В середине прошлого века мир охватила ядерная эйфория. Казалось, человечество нашло неограниченный источник энергии. Пытались создать даже автомобили на атомной тяге. Nucleon — первый и самый известный проект такого типа.

По расчетам инженеров, машина с фантастическим дизайном могла проехать восемь тысяч километров. Конструкторы автоконцерна продумали всё — от бампера до последнего винтика. Но партнеры — компания по производству реакторов для подводных лодок — не смогли создать автомобильный вариант атомного двигателя. Амбициозный проект остался в виде макета.

Саму идею — поставить ядерный реактор на колеса — специалисты оценивают скептически. Они считают, что это крайне опасно, потому что в случае поломки реактора придется эвакуировать всё население в радиусе тридцати-сорока километров.


После Второй мировой войны супердержавы по разные стороны океана разрабатывали проект ядерного самолёта. Идея создать бомбардировщик с практически неограниченным радиусом полета была очень заманчивой. В СССР испытательную лабораторию сделали на базе ТУ-95.

В США экспериментальный реактор установили на модифицированную версию стратегического бомбардировщика B-36. Атомная установка и система защиты экипажа составляли блок массой шестнадцать тонн, то есть полезной нагрузки было очень мало. Для какого-либо запаса бомб места практически не было.

Испытания показали, что самолёт оставляет за собой радиоактивный след. Проект свернули, а опытный образец разобрали со всеми мерами предосторожности. В Советском Союзе от идеи создать атомолет тоже отказались. Сегодня военные самолеты могут пролететь больше десяти тысяч километров только с помощью дозаправки в воздухе.


В Канаде в 50-х годах собирались добывать нефть с помощью ядерных взрывов. Запасы «черного золота» там огромные, но почти все они заключены в нефтеносных песках, поэтому традиционные способы добычи неэффективны. По расчетам специалистов, энергия ядерного взрыва должна была освободить нефть, после чего её легко можно было бы выкачивать.

Для испытания подобрали место в провинции Альберта. Но такие новости вызвали панику среди местных жителей. Серия подземных ядерных взрывов в СССР и США показала, что подобные опыты опасны для окружающей среды. Так что одобренный правительством проект резко свернули. Термоядерная энергия оказалась вовсе не такая кристально чистая. На единственной реалистичной на данный момент реакции D+T поток нейтронов, который сделает радиоактивными любые элементы конструкции — в ~10 раз выше, чем в обычных реакторах на той же мощности. Корпус реактора придется менять раз в 5-10 лет.


В 1970 году на территории Украинской ССР, неподалеку от села Крестище, было обнаружено мощное газоконденсатное месторождение, запасы которого оценивались в 700 миллиардов кубометров природного газа. Уже через год на его территории действовало 17 буровых скважин.

В июле 1971 г. при бурении новой скважины из неё неожиданно произошёл выброс газоконденсата. Давление газа было аномальным и достигало около 400 атмосфер.

Учёные предложили забить аварийную скважину при помощи ядерного взрыва.

9 июля 1972 года, ядерное устройство на глубине 2483 м и мощностью 3,8 кт сдетонировало. Из скважины на высоту около 1 км вырвался газовый фонтан, через минуту образовалось грибообразное облако.
Операция проходила в обстановке строжайшей секретности, через 30 минут после взрыва жителям разрешили вернуться домой.
Факел потушили через несколько месяцев. Окончательно затушить пламя и перекрыть скважину удалось только в июле 1973 года.

Официальных данных о влиянии взрыва «Факел» на здоровье людей нет.


https://habr.com/ru/post/543438/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0 ... %8B%D0%B2)
Поделиться:

Теги:

Ответить    ПОМОЩЬ по форуму!