Комплекс взглядов на что-либо.
Ответить
Аватара пользователя
Мишин
Участник
Баланс:5140
 
Сообщения: 253
Регистрация: 02.12.2019

Система верований и понятий - базис, на котором зиждется и экономика, и политика

Мишин » 21.04.2023 12:26

+
6
-
Господствующая в народе система верований и понятий является подлинным базисом, на котором зиждется и экономика, и политика.

Важнейшей частью независимости (хотя и не единственной) является экономическая независимость и самодостаточность. Т.е. то, что называется автаркией. В нашей стране, которая имеет практически все природные ресурсы, такое положение вполне достижимо.

Совершенно очевидно, что достичь автаркии можно только проведя новую индустриализацию, т.е. заново создав передовую и современную промышленность: «иначе нас сомнут» - по известному выражению тов. Сталина. О том же говорил Муссолини в 1937 г.

Для того, чтобы реализовать этот колоссальный проект – освобождение от колониальной зависимости и обретение подлинного суверенитета -  необходимо создать и внедрить в умы широких масс народа соответствующую систему верований.

О.Шпенглер писал: «Всякая экономическая жизнь есть выражение душевной жизни». В экономике содержится 80% психологии и религии.

В основе всякого, в том числе и экономического, поведения людей, лежит религия, расширительно понимаемая. Не случайно на протяжении тысячелетий главными людьми всех человеческих сообществ были религиозные лидеры, а главным сословием было духовное сословие: колдуны, брахманы, попы давали людям картину мира и создавали смыслы.

История нашей деиндустриализации и превращения в колонию Запада в 90-е годы подтверждает правильность именно этого рода представлений: у нас раньше произошёл отказ от высокой независимой роли нашей страны, прошла деиндустриализация духовная, а потом она проявилась на физическом плане, в реальности.

Следовательно, для достижения насущных целей нашего народа нам необходимо создать не много-не мало – новую квази-религию.

Под религией я подразумеваю систему представлений о мире и человеке, учение о том, «что такое хорошо и что такое плохо», принимаемое не рационально, как научные знания, а на веру. Знаменитая фраза раннехристианского богослова Тертуллиана «Верую ибо абсурдно» ("Credo quia absurdum") именно и означает, что истины религии принимаются на веру и не требуют рациональных доказательств, и такие доказательства вообще невозможны.

Знания этого рода передаются в процессе воспитания детям и люди приучаются руководствоваться ими в своей жизни.

Именно недоказуемые верования  и руководят людьми в жизни. В прошлом это были догматы традиционных религий. Сегодня, во всяком случае, в белом человечестве, к которому относимся мы, русские, религия имеет очень малое значение в повседневной жизни людей. Разумеется, в нас всех имеется некая религиозная подкладка, но реальной живой религиозной веры в современных людях крайне мало.

Многие иногда ходят в церковь, совершают обряды, вроде освящения  куличей, иные придерживаются постов, но при этом мне не известен ни один человек, который бы принимая решения в своей практической жизни руководствовался требованиями религии. (Я говорю о православных, мусульман я знаю мало). Заветы религии могут ещё в какой-то мере удержать от дурных поступков (например, вспомнив заповедь «не укради», кто-то воздержится от присвоения чужого имущества), но трудно представить, чтобы религия кого-то подвигла к активному поведению: пойти трудиться в реальном секторе экономики, уехать в деревню и работать в сельском хозяйстве, стать предпринимателем и создать крупное предприятие. Эти явления находятся в параллельной, непересекающейся плоскости по отношению к религии.

Верования современного человека, которые подлинно ведут его по жизни, сегодня имеют вид идеологии, а не религии. В сущности, это очень близкие понятия: идеология – это светская религия. Собственно, вся эпоха Модерна – это процесс замены религии на идеологию. Ещё в начале XIX в. Гегель верно заметил, что для современного человека утренняя газета заменяет утреннюю молитву. Сегодня авторитет священника давно заменён авторитетом звёзд и celebrities.

Поэтому если мы хотим достичь независимости, нам жизненно необходима общегосударственная, общенародная идеология-религия. То есть система верований, которая должна руководить народом в его повседневном поведении. В том числе и экономическом поведении.

Идеология-религия совершенно не исключает существование традиционных религий и церквей. Главное, чтобы они не боролись друг с другом, а действовали дружно и в унисон. Ошибкой большевиков была борьба с религией и Церковью вместо сотрудничества в деле воспитания народа. Понятно, что они боролись  с конкурентом: религия социализма против религии традиционной, но это было контрпродуктивно. Мне кажется, современному российскому государству удалось достичь принципиального взаимопонимания с Церковью. Когда наконец будет разработана идеология развития, хочется надеяться, что Церковь найдёт способ соединить её с православием.

Почему нельзя достичь успеха безо всякой идеологии-религии, а просто осуществив ряд мероприятий чисто экономического характера? Они известны, о них много говорит, например, известный экономист Ю.В. Катасонов. Это планирование на уровне народного хозяйства в целом, монополия внешней торговли, запрет свободного трансграничного движения капитала, ликвидация независимости Госбанка, политика протекционизма.

Всё это необходимые, но далеко не достаточные условия успеха. Для того, чтобы поднять народ на большое дело, требующее серьёзной работы, дисциплины и не сулящее немедленных «пирогов и пышек», необходимо, чтобы люди массово поверили в необходимость всего этого, чтобы это стало частью их личности.
Вообще, приступая к любому большому делу, в том числе и в маленькой человеческой жизни, надо запастись верой. Верой в необходимость своего предприятия, в величие своей цели, верой в успех, верой в высокое значение своего дела. Индустриализация – это всегда отложенное благо: долг и труд уже сегодня, а повышение благосостояния и высокое положение в мире – гораздо позднее. В них надо верить. Именно для этого необходима религия-идеология.

Путь индустриализации - это весьма тернистый путь. Любая индустриализация, будь то классическая английская или догоняющая советская 30-х годов, это огромная нагрузка на народ. При этом трудности и лишения – вот они, сегодня, а блага индустриализации – это дело будущего.  Любая индустриализация – это тяжкий труд и простых людей, и организаторов процесса. Это высокие требования к народу в смысле дисциплины, организованности и порядка. Наш народ сегодня весьма разболтался, утратил навыки труда, долга и дисциплины – т.е. главнейшие индустриальные навыки. Значительная часть народа люмпенизировалась, большинство представляет собой прекариат – временных, малоквалифицированных работников. Я никого не хочу упрекать и критиковать, но очевидно: работа предстоит большая и трудная.

О необходимости государственной идеологии говорят много и давно, но воз, как говорится, и ныне там. Создаётся и укрепляется впечатление, что это необычайно трудное дело - создать идеологию. Хотя, как мне кажется, если поставить цель, наметить сроки, подобрать годных людей – это дело вполне достижимое. Попытаюсь наметить некоторые пути.

Идеологическая, как и религиозная, работа состоит из двух частей: 1) создания собственно идеологии и 2) её трансляция в массах.

Как у большинства больших религий имеется Главная Книга, так и идеология требует своего Писания. Его надо создать. Эта книга должна отвечать на фундаментальные вопросы:

- Кто мы такие? Чем славны наши предки, которыми мы гордимся? Каковы наши достижения в прошлом? Кто наши герои?

- Каковы наши цели в настоящем и будущем?

- Кто наши друзья? Кто наши враги? Чего они хотят и что мы можем им противопоставить?


Необходимо объяснить, почему нам нужна экономическая автаркия. Как её достичь? Почему нужна индустриализация?

Надо объяснить, какова роль государства в этой работе. Какова роль частного капитала.

Это вообще очень важный вопрос. В нашей культуре очень слабо разработана роль частного предпринимателя в общем процветании страны. Он искони представлялся «купчиной толстопузым», барышником или, говоря по-марксистски, эксплуататором и экспроприатором.

Вопрос о позитивной, творческой роли частного предпринимателя разрабатывался в доктрине фашизма Муссолини и Салазара. На эти идеи стОит обратить внимание, в них много позитивного: в частности, представление о том, что предприниматель только тогда заслуживает уважения, когда он не спекулянт, а «первый работник», организатор новых созидательных проектов. Опыт советского социализма показал, что без частной экономической инициативы процветание невозможно, но она должна подчиняться общей цели. Кажется, в социалистическом Китае этого в какой-то мере удалось достичь. Этот вопрос следует разработать в новой идеологии.

Изложение идеологии должно вестись в утвердительной и наступательной форме: не следует ничего отрицать, опровергать, бороться с фальсификациями истории и т.п. Опровержения, как правило, только укрепляют позиции опровергаемого контента.

Эта новая идеология может быть названа идеей общего дела. Тут имеется некоторая отсылка к религии общего дела русского философа Николая Фёдорова, однако это не то же самое.
В основе идеи общего дела лежит простая мысль: мы все единый народ, одна семья, мы все трудимся на общее благо, каждый на своём рабочем месте. Мы украшаем нашу землю, превращая её Рай. У нас есть всё необходимое для жизни, нам не нужны чужие земли. Но если кто хочет к ним приехать – мы примем их как гостей. Но вообще-то мы ни в ком не нуждаемся.

Помню, в учебнике, кажется, 3-го класса были слова Александра Невского, которые я запомнила. Он говорил  иностранцам: «Скажите всем в ваших странах, пусть без страха жалуют к нам в гости, но кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет». Эти простые слова и составляют суть правильного отношения русских людей к иностранцам. Болезненное стремление «войти в европейский дом», стать «общечеловеками», слиться с Западом, доказать (себе, в первую очередь), что мы такие же, как Запад - что потом вылилось в повизгивание на коврике перед дверью этого самого Запада – это позорное явление нашей истории. И об этом надо сказать внятно и отчётливо.

Вторая, не менее важная часть идеологической работы – это трансляция идеологии, распространение её в массах – то, что в отношении религии называется прозелитизмом. Это требует большой и хорошо организованной работы.  Среди историков христианства есть мнение, что не будь апостола Павла, талантливого и энергичного организатора, христианство так и осталось бы одной из многочисленных иудейских сект того времени, которые во множестве возникали и исчезали без следа.


Идеология должна быть государственной и общеобязательной в том смысле, что она должна преподаваться детям, начиная с детсада и лежать в основе деятельности государственных СМИ.  Либеральное представление о том, что все идеологии равны и могут соперничать на равных – неприемлемо. Идеология труда и долга всегда проиграет в популярности и привлекательности идеологии гедонизма и расслабона. Это всё равно как предложить первокласснику на выбор смотреть мультики или решать примеры: легко догадаться, что выберет большинство.

Главная книга должна стать основой для множества других текстов, фильмов, учебников, детских книжек и т.д. Вся массовая продукция не должна противоречить Главной книге. Разумеется, научные исторические сочинения могут излагать события в соответствии с требованиями исторической достоверности. Наука должна быть свободна от идеологических требований.

Государственная идеология должна лежать в основе всех художественных и иных произведений, финансируемых государством. Государство в лице своих уполномоченных органов должно заново научиться быть квалифицированным заказчиком художественной продукции, соответствующей государственной идеологии. Речь идёт не о «цензуре», а о гораздо большем – руководстве всеми сторонами художественного процесса. Этому надо учиться, это трудно, но трудно – не значит невозможно. Фильмы, сериалы, популярные романы – всё это должно воспитывать народ в требуемом направлении.

Отдельный аспект многогранной работы – это перестройка нашего образования под задачи достижения экономической автаркии и всесторонней независимости. Это отдельный большой вопрос. До нынешнего времени у нас пытались имитировать западные образцы, вроде Болонского процесса. Это было с нашей стороны карго-культом. Мне кажется, и стремление вернуться к советским образцам – это карго-культ наизнанку. Надо понять, что образование – это не какая-то самодовлеющая сущность – это механизм подготовки работников определённого типа. Какого? Какие умения и умельцы нам нужны? Это надо обсуждать. Например, ответить на вопрос: готовить узких специалистов или более широкого профиля? Это не вполне понятно. А вот что понятно, это то, что для нормальной работы в народном хозяйстве нужны по преимуществу люди с твёрдым средним специальным образованием.  Техники.

Ещё понятно, что надо преодолеть злокачественную гуманитаризацию образования. Хватит уже давать всем подряд дипломы юристов и экономистов, которые потом становятся курьерами, охранниками и продавщицами. А на изготовление переводчиков и журналистов я бы наложила мораторий на 30 лет.

Если мы оглянемся назад – в историю нашей индустриализации 30-х годов, мы увидим многое из того, о чём было сказано выше. Власть сумела поднять народ на гигантский труд ради общей цели. Те, кто думает, что всё было построено зеками и иностранными специалистами – ошибается. Был колоссальный энтузиазм, подлинная любовь к технике, молодёжь стремилась получить технические специальности, работать в промышленности. Мои родители закончили школу в 1939 г. и рассказывали мне о тогдашних настроениях. Важно отметить, что мест по гуманитарным специальностям было ничтожно мало. И это хорошо! Значит, была большая конкуренция среди тех, кто действительно хотел заниматься историей, филологией или философией.

Успеху способствовало то, что государство не допускало расхолаживающих разговоров: а стОит ли? А надо ли? А во всех нормальных странах… Именно поэтому удалось достичь промышленной автаркии и выиграть войну.

Сегодня нам тоже предстоят большие испытания. Чтобы их выдержать, нужна могучая вера. В успех, в себя, в свою страну.

Воеводина Татьяна 02.03.2023 https://domestic-lynx.livejournal.com/253707.html
Поделиться:

Аватара пользователя
Director
Эксперт
Баланс:18628
 
Сообщения: 1129
Регистрация: 20.06.2018

Re: Система верований и понятий - базис, на котором зиждется и экономика, и политика

Director » 25.04.2023 20:31

+
7
-
Благодарю коллегу за представленный материал Татьяны Воеводиной.
Я выделил несколько ключевых тезисов

1. Система верований (Религия=Идеология) - необходима.
Мишин писал(а):
21.04.2023 12:26
Господствующая в народе система верований и понятий является подлинным базисом, на котором зиждется и экономика, и политика.
...
В основе ... поведения людей, лежит религия... главным сословием было духовное сословие: колдуны, брахманы, попы давали людям картину мира и создавали смыслы....

Верования современного человека, которые подлинно ведут его по жизни, сегодня имеют вид идеологии, а не религии... идеология – это светская религия.

... эпоха Модерна – это процесс замены религии на идеологию... Сегодня авторитет священника давно заменён авторитетом звёзд и celebrities.
Совершенно верно.

В последние лет 100, картину мира людям задают приверженцы религии денег. Результат строго соответствует идеалам этой религии: высшая каста владельцев денег властвует над вымирающим населением.
Где сильнее религия денег - там быстрее вымирает население.


2. Религию=Идеологию можно и нужно выбирать.
для достижения насущных целей нашего народа нам необходимо создать не много-не мало – новую квази-религию... систему представлений о мире и человеке, учение о том, «что такое хорошо и что такое плохо», принимаемое не рационально, как научные знания, а на веру.
Совершенно верно.

Вообще говоря, любая система знаний в своей основе имеет аксиомы (постулаты, догматы), которые принимаются на веру, потому что их в принципе невозможно доказать.
Аксиомы можно заменить на другие - и на этой основе создать другую систему знаний и представлений.


3. Внедрение Религии=Идеологии - трудное дело.
Идеология-религия совершенно не исключает существование традиционных религий и церквей. Главное, чтобы они не боролись друг с другом, а действовали дружно и в унисон. Ошибкой большевиков была борьба с религией и Церковью вместо сотрудничества в деле воспитания народа....

Многие иногда ходят в церковь, совершают обряды, вроде освящения куличей, иные придерживаются постов..., но трудно представить, чтобы религия кого-то подвигла к активному поведению... Наш народ сегодня весьма разболтался, утратил навыки труда, долга и дисциплины – т.е. главнейшие ... навыки. Значительная часть народа люмпенизировалась, большинство представляет собой прекариат – временных, малоквалифицированных работников.
...
Идеология труда и долга всегда проиграет в популярности и привлекательности идеологии гедонизма и расслабона... легко догадаться, что выберет большинство.
...
Для того, чтобы поднять народ на большое дело, требующее серьёзной работы, дисциплины и не сулящее немедленных «пирогов и пышек», необходимо, чтобы люди массово поверили в необходимость всего этого, чтобы это стало частью их личности.
... – это всегда отложенное благо: долг и труд уже сегодня, а повышение благосостояния и высокое положение в мире – гораздо позднее. В них надо верить.



4. Порядок внедрения Религии=Идеологии
Идеологическая, как и религиозная, работа состоит из двух частей:
1) создания собственно идеологии и
2) её трансляция в массах.

Как у большинства больших религий имеется Главная Книга, так и идеология требует своего Писания. Его надо создать...

Изложение идеологии должно вестись в утвердительной и наступательной форме: не следует ничего отрицать, опровергать, бороться с фальсификациями истории и т.п...

Эта книга должна отвечать на фундаментальные вопросы:

- Кто мы такие? Чем славны наши предки, которыми мы гордимся? Каковы наши достижения в прошлом? Кто наши герои?

- Каковы наши цели в настоящем и будущем?

- Кто наши друзья? Кто наши враги? Чего они хотят и что мы можем им противопоставить?

Необходимо объяснить, почему нам нужна экономическая автаркия. Как её достичь? Почему нужна индустриализация?
...
Какова роль государства в этой работе.

Какова роль частного капитала... предприниматель только тогда заслуживает уважения, когда он не спекулянт, а «первый работник», организатор новых созидательных проектов... без частной экономической инициативы процветание невозможно, но она должна подчиняться общей цели.
...
идеология может быть названа идеей общего дела...
В основе ... лежит простая мысль: мы все единый народ, одна семья, мы все трудимся на общее благо, каждый на своём рабочем месте. Мы украшаем нашу землю, превращая её Рай. У нас есть всё необходимое для жизни, нам не нужны чужие земли. Но если кто хочет к ним приехать – мы примем их как гостей. Но вообще-то мы ни в ком не нуждаемся.
... Болезненное стремление «войти в европейский дом», стать «общечеловеками», слиться с Западом... вылилось в повизгивание на коврике перед дверью этого самого Запада – это позорное явление нашей истории.

Вторая, не менее важная часть идеологической работы – это трансляция идеологии, распространение её в массах ... требует большой и хорошо организованной работы.
...
Идеология должна быть государственной и общеобязательной ... преподаваться детям, начиная с детсада и лежать в основе деятельности государственных СМИ.
...
Вся массовая продукция не должна противоречить Главной книге.

Государство в лице своих уполномоченных органов должно заново научиться ... руководстве всеми сторонами художественного процесса...

... перестройка нашего образования под задачи достижения экономической автаркии и всесторонней независимости.
... образование ... – это механизм подготовки работников определённого типа.
... надо преодолеть злокачественную гуманитаризацию образования.

5. Мы смогли внедрить новую успешную Религию=Идеологию - есть шанс внедрить и сейчас
нашей индустриализации 30-х годов... Власть сумела поднять народ на гигантский труд ради общей цели... Был колоссальный энтузиазм, подлинная любовь к технике, молодёжь стремилась получить технические специальности, работать в промышленности... мест по гуманитарным специальностям было ничтожно мало... Значит, была большая конкуренция среди тех, кто действительно хотел заниматься историей, филологией или философией.
...
государство не допускало расхолаживающих разговоров: а стОит ли? А надо ли? А во всех нормальных странах…

Именно поэтому удалось достичь промышленной автаркии и выиграть войну.

Сегодня нам тоже предстоят большие испытания. Чтобы их выдержать, нужна могучая вера. В успех, в себя, в свою страну.
Нужна могучая вера и нужны точные знания.

Ответить
   ПОМОЩЬ по форуму!