Спрашиваем и беседуем на тему человеческого общества
Аватара пользователя
MoonBear
Участник
Баланс:4309
 
Сообщения: 267
Регистрация: 02.06.2020

Re: Возможна ли связь между развитием общества и усилением религиозности?

MoonBear » 05.05.2021 09:46

+
5
-
Анализируя историю человечества, можно сделать вывод, религия - это своеобразная форма общественного договора, применяемого к конкретным периодам развития социумов. Другими словами, понятие религиозности не является артефактом, принадлежащим исключительно к вере в Бога, как ошибочно предполагает автор статьи. На разных этапах для этих целей служили и продолжают: родо-племенная и, порой, очень сложная система взаимосвязи природа-душа-человек; собственно сами религиозные учения; атеизм как непринятие Души; вера в прогресс на основе технологий и много чего еще.

Именно найденный компромисс интересов, отвечающий условиям стабильного развития конкретного общества, создавал условия его дальнейшего развития на фоне окружающих коллег по опасному геополитическому выживанию. Отдельные социумы, взявшие за основу другие кодексы, самовыпилились или остались на низком уровне социального устройства. Как, например, племена, практикующие каннибализм, где изначально нет постулата - не убий. Соответственно, добившиеся прогресса и развития, схожи основными моральными догмами, что позволили им успешно эволюционировать.

Таким образом, на вопрос статьи можно ответить, - да, связь есть, только необходимо иметь ввиду, что на данном историческом этапе подразумевается под религиозностью. Вновь прибегну к примеру, в средние века сосредоточие знаний в церковных центрах, послужило развитию современной науки, в том числе и официальной, отвергающей Бога, послужив взрывному развитию общества. А, что сегодня представляют из себя институты церкви, по степени влияния и развития мысли? Фокус внимания сместился на другие социальные институты, которые по определению, также включены в сферу религиозных понятий, но с другими наименованиями.

Весь окружающий мир, преломленный через наш разум, уже является религиозным, поскольку несет весь набор заложенных и благоприобретенных представлений, верований как о нем, так и о самих себе. Сама суть религии - это внутренние взаимоотношения в обществе, развивающиеся или умирающие вместе с ним.

Аватара пользователя
Director
Эксперт
Баланс:13245
 
Сообщения: 616
Регистрация: 20.06.2018

Re: Возможна ли связь между развитием общества и усилением религиозности?

Director » 05.05.2021 19:08

+
6
-
Коллега MoonBear привлек наше внимание к важнейшей теме взаимосвязи общества и религии.
Я выделил несколько, наиболее значимых на мой взгляд, тезисов из сообщения коллеги, а затем попробую кратко обобщить
MoonBear писал(а):
05.05.2021 09:46
Сама суть религии - это внутренние взаимоотношения в обществе, развивающиеся или умирающие вместе с ним.

...религия - это своеобразная форма общественного договора, применяемого к конкретным периодам развития социумов. ... понятие религиозности не является артефактом, принадлежащим исключительно к вере в Бога,

... компромисс интересов, отвечающий условиям стабильного развития конкретного общества... Отдельные социумы, взявшие за основу другие кодексы, самовыпилились или остались на низком уровне социального устройства.
...
необходимо иметь ввиду, что на данном историческом этапе подразумевается под религиозностью.
...в средние века сосредоточие знаний в церковных центрах, послужило развитию современной науки
... сегодня ... Фокус внимания сместился на другие социальные институты, которые по определению, также включены в сферу религиозных понятий, но с другими наименованиями.
Религия - это некие умозрительные (нематериальные) представления, которые связывают людей, объединяют их в общество.

Ключевое слово - "людей". Религии есть только у людей, к другим живым организмам понятие "религия" не применимо.

У живых организмов есть природные инстинкты, которые связывают их, объединяют в общества: стаи, стада, косяки, т.п.

Эти животные инстинкты оказывают воздействие на живые организмы прямо и непосредственно. В этом смысле инстинкты материальны.

Религиозные представления оказывают воздействие на живых людей опосредованно - через воспринимаемые человеком слова и образы. Сегодня человек воспринял одни образы и добровольно бьет лбом в пол храма, а завтра этот же человек воспримет другие образы и добровольно пойдет крушить этот же храм.
В этом смысле религии НЕматериальны.

И вот тут (внимание!) основополагающий признак религии - это преодоление (пересиливание) животных инстинктов. Когда животный инстинкт требует, к примеру, съесть имеющееся мясо, а религиозное представление не позволяет этого сделать.
Т.е. когда нематериальное побеждает материальное.


Животные могут выжить только объединившись в соответствующие своему виду общества: волки - в стаи, бараны - в стада, рыбы - в косяки, пчелы - в рои, и т.п.

Аналогично и живые люди - они могут выжить только объединившись в общества.
Это очевидно и вопросов не вызывает.

Вопросы вызывает "тип общества" - в который люди объединяются для своего выживания.
Ведь из истории, да и из личного опыта нам известно, что люди выживают в разных типах общества: одни в стаях хищников (бандах), другие в стадах (рабы), третьи и четвертые - еще как-то иначе.

Очевидно, что "тип общества" людей - это синоним "религии" людей данного общества.

Также очевидно, что "тип общества, т.е. религия" людей конкретного общества периодически изменяется (обычно постепенно со сменой поколений, но бывает и революционные изменения).

Также очевидно, что в случае угасания религии (т.е. умозрительных нематериальных представлений, которые преодолевают животные инстинкты) общество людей вырождается - превращается в общества животных, которые управляются материальными животными инстинктами.


Итак, чем выше религиозность, тем выше уровень развития общества людей.

Осталось понять какая должна быть религия. Какая религия наилучшим образом развивает общество.

Аватара пользователя
MoonBear
Участник
Баланс:4309
 
Сообщения: 267
Регистрация: 02.06.2020

Re: Возможна ли связь между развитием общества и усилением религиозности?

MoonBear » 05.06.2021 15:24

+
5
-
На мой взгляд, нужно, в первую очередь, думать не какой должна быть религия будущего, а на базе какого фундамента возникнуть. Нельзя возводить дом на зыбучем песке, рассчитывая в будущем выстроить основание. Так и в этом случае. В качестве примера можно взять великие империи прошлого: Греции, Междуречья, Египта, Рима. Базой выступало мистическое родо-племенное сознание, когда человек был убежден в реальном существовании потустороннего мира и теории атеизма просто не смог бы понять, ввиду ее абсурдности.

Общность людей, разделяющая одну концепцию, способная объединить их всех, вне зависимости от рода, пола, имущественного положения и т.д. породила новую форму отношений - феодализм, сгладив и объяснив противоречия изначального неравенства. Как говорил Маркс, - феодализм, самая честная форма эксплуатации, когда выгодоприобретатель честно говорит об этом, не нуждаясь в прямых объяснениях, кроме религиозных догм.

Капитализм, возникнув как следствие НТР, принес широкое образование и вызвал брожение ненужных мыслей среди населения, наученного читать и писать. А, как иначе, безграмотного хуторянина к станку не поставишь, даже если его хорошенько высечь, для прибавления ума и брожения мозговых соков. Свойство же технических наук построено на логике, что проецировалось на неправильно выстроенные общественно-имущественные отношения и порождало закономерные вопросы о существовании Бога, допустившего такую вопиющую дисгармонию.

Пришла пора душевного нигилизма и все возрастающего лицемеря, когда право на ложь, воровство, распущенность всех видов и прочее непотребство, стало не только осуждаться, но и возводиться в норму поведения. Как неоднократно говорилось, фундаментом выступила концепция абсолютного, всепожирающего эгоизма отдельно для каждого. Более того, движение приобрело государственную поддержку и одобрение, скатившись в реальный остракизм думающих иначе. Одно целование ботинок афро-американцев чего сОит. Необходимо провести перезагрузку нашего мышления под новую условную религию, отказавшись от ставшими привычными нормами двойной морали.

Пусть прозвучит высокопарно, но пора задуматься о духовной чистоте и внутренней потребности в ее самоорганизации. Для наглядного примера, достаточно зайти в любой форум любой новостной ленты и почитать комментарии. В большинстве случаев возникает стойкое убеждение - авторы неуравновешенные психопаты, матерщинники и патологические человеконенавистники, по вечерам промышляющие лихими делами. Но, в реальной, окружающей среде такого мы не наблюдаем, значит, есть параллельный мир, сотканный из тысячи самопридуманных масок. О какой новой религии можно говорить в мире фальши, разве что, возвести профессию актера в высочайшее величие духа и ставить людей этой профессии во главе государства.

Хотя, в соседнем государстве так и поступили. Вот, наверное, заживут счастливо, каждый день шекспировские страсти и король Лир во главе царства, сменяющийся Гамлетом, но доминантой остается Наполеон Буанапартович.

Аватара пользователя
Director
Эксперт
Баланс:13245
 
Сообщения: 616
Регистрация: 20.06.2018

Re: Возможна ли связь между развитием общества и усилением религиозности?

Director » 07.06.2021 07:36

+
7
-
Благодарю коллегу MoonBear за развитие этой крайне важной темы.
Добавлю несколько уточняющих моментов
MoonBear писал(а):
05.06.2021 15:24
...нужно, в первую очередь, думать не какой должна быть религия будущего, а на базе какого фундамента возникнуть.

Нельзя возводить дом на зыбучем песке, рассчитывая в будущем выстроить основание.
В первую очередь, надо думать о том, как довести до широкого понимания (хотя бы и в узких кругах) ключевую мысль - что людям религия необходима и что люди религию выбирают.

"Необходима" - потому что иначе людей не будет, а будут человекообразные животные.

"Выбирают" - потому что у людей всегда есть выбор образа своей мысли и вытекающий из этого образ своей жизни.
Выбора нет у животных - ибо они живут сугубо подчиняясь инстинктам, а человек отличается от животного именно тем, что он имеет способность выбрать как ему поступить в той или иной ситуации: инстинктивно или же преодолев инстинкт.

Ну а использование слова "Религия", а не какого-нибудь иного "не-древнего-мракобесного" слова - для того, чтобы не подменять понятия.
Ибо слова "Религия" и "Мировоззрение" - это по сути своей синонимы.


Из краткого изложения теории развития человеческих обществ...
... В качестве примера можно взять великие империи прошлого: Греции, Междуречья, Египта, Рима. Базой выступало мистическое родо-племенное сознание, когда человек был убежден в реальном существовании потустороннего мира и теории атеизма просто не смог бы понять, ввиду ее абсурдности.

... феодализм, самая честная форма эксплуатации, когда выгодоприобретатель честно говорит об этом, не нуждаясь в прямых объяснениях, кроме религиозных догм.

Капитализм, возникнув как следствие НТР ... населения, наученного читать и писать. ... технических наук построено на логике, что проецировалось на ... общественно-имущественные отношения и порождало закономерные вопросы ...
... видно, что господствующая религия (мировоззрение) общества постепенно изменялась в сторону бОльшей человечности.

Однако что-то произошло (что?) и...
Пришла пора душевного нигилизма и все возрастающего лицемеря, когда право на ложь, воровство, распущенность всех видов и прочее непотребство, стало не только осуждаться, но и возводиться в норму поведения.
Как неоднократно говорилось, фундаментом выступила концепция абсолютного, всепожирающего эгоизма отдельно для каждого. Более того, движение приобрело государственную поддержку и одобрение, скатившись в реальный остракизм думающих иначе. Одно целование ботинок афро-американцев чего сОит.
Так что же именно произошло такое, что развитие человечности остановилось и пошло вспять?
В чём причина?

И что нужно изменить, чтобы успешно провести перезагрузку нашего мышления, - о чём совершенно правильно говорит коллега MoonBear
Необходимо провести перезагрузку нашего мышления под новую условную религию, отказавшись от ставшими привычными нормами двойной морали.

Пусть прозвучит высокопарно, но пора задуматься о духовной чистоте и внутренней потребности в ее самоорганизации. ... О какой новой религии можно говорить в мире фальши..
Итак, нам надо найти причину поворота вспять: от общества, в котором люди увеличивали свою человечность (т.е. религиозность, т.е. способность действовать вопреки инстинктам) в сторону общества, в котором люди уменьшают свою религиозность.

Я полагаю, что одним из фактов в причинно-следственной цепочке ведущей к этому повороту, является возникшие изобилие благ.
В последние лет 50 массовый человек живет в условиях изобилия всяческих материальных и нематериальных ("умственных") благ. Человек их потребляет в несколько раз больше, чем человек эпохи начального капитализма, не говоря уж о человеке эпохи родо-племенного строя.

В каком-то смысле даже можно констатировать, что сравнительно с древним человеком нынешний массовый человек живет в марксистском коммунизме. Особенно это касается негров в США, которые работают по-способности, а получают блага по-потребности.
В отличии от африканских предков этих негров, которые работали сколько им скажут хозяева, а получали сколько им хозяева дадут.
Хотя, если подумать, то нельзя не придти в выводу, что прежние хозяева остались и до сих пор решают сколько кому давать и что кому говорить.

В любом случае, факт изобилия благ потребляемых массовым человеком просто очевиден.

А какие еще факты нам необходимо включить в причинно-следственную цепочку?

И какие способы нам необходимо изобрести для возвращения на колею дальнейшего повышения человечности?

Аватара пользователя
MoonBear
Участник
Баланс:4309
 
Сообщения: 267
Регистрация: 02.06.2020

Re: Возможна ли связь между развитием общества и усилением религиозности?

MoonBear » 07.06.2021 19:36

+
5
-
Благодарю коллегу Director'а за глубокий анализ и выделение основных вопросов, в первую очередь по поводу повышения человечности. Возможно прозвучит странно, но именно благодаря, в том числе, этому свойству, наш вид добился доминирующего положения на планете.Только за прошедшие века, гуманизм претерпел значительные изменения, приобретя абстрактные черты, которые хорошо высказал Марк Твен: "Не упускайте случая делать добро - если это не грозит вам большим ущербом. Не упускайте случая выпить - ни при каких обстоятельствах".

Из нашего понятийного аппарата, вместе с религиозностью, ушел целый пласт, когда человек жил, одновременно ощущая связь с предками, и готовился стать таковым для потомков. Какой уж тут эгоизм, на тебя смотрит весь род, прошлый и будущий. Так и формировались основы морали тех давних веков, создавая непонятные современным людям коллизии. Например, в некоторых даже сегодняшних языках малочисленных племен, нет слов "кража", "ложь\обман".

Можно предположить, что наиболее "продвинутые" племена, взявши на вооружение нехитрый способ повышения своей конкурентоспособности - обман и воровство, смогли подчинить соседей и начать формирование первых протогосударств, заложив фундамент сегодняшней цивилизации. В среде с нехваткой ресурсов и острой борьбой за выживание, такое поведение было вполне оправдано, что подтвердила дальнейшая история развития. Но, ситуация кардинально изменилась, современный уровень промышленного и сельскохозяйственного производства способен полностью перекрыть все физиологические потребности человечества.

Если, в условиях первобытно-общинного строя, людям было вполне достаточно подобного уровня для удовлетворения потребностей организма, то сейчас, вызывает абсолютное непонимание, как можно жить без кроссовок определенно фирмы или обходиться водой вместо лимонада. Произошло кардинальное смещение ценностного аппарата, когда внешнее заменило внутреннее.

Способ возвращения в привычную колею один, точнее два, находящихся на антагонистических весах вилки развития цивилизации.
Первый вариант - всеобщее благо и изобилие, сгладит алчность, объективно немотивированное стяжательство и приведет человека к возвращению утраченных ценностей и приоритетов.
Второй вариант - раскрученный маховик человеческого эгоцентризма, приведет к катастрофе, не важно какого свойства - ядерной, химической, бактериологической, когда от цивилизации останется лоскутное одеяло искорок жизни, разбросанных по всей планете. Вновь исчезнут слова про ложь и обман, а человеку будет все равно, какой фирмы его шкура, главное - теплая.

В итоге мы все равно достигнем этого, только пути разные. А, что касается сегодняшнего дня, то сложно сказать, достиг ли маятник нашего эгоизма максимальной амплитуды или начал движений назад.

Ответить
   ПОМОЩЬ по форуму!